06.06.2019
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?
• Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Для их тренировки существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков!
• Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребенок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то непонятно!
• Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто — уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.
• Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день - утром и во второй половине дня после прогулки.
• Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать.
• Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым (!) пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.
• Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок.
• Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку-образ или приобрести в книжном магазине специальное пособие с яркими иллюстрациями (см. список рекомендуемой литературы). Любимы детьми сказки про приключения язычка, стихи о язычке. Очень нравиться малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Из белого картона вырезаются небольшие рыбки, на них рисуются картинки-символы упражнений. На каждую рыбку надевают обычную скрепку для бумаг. Теперь необходимо сделать удочку. Для этого понадобится палочка сантиметров 20, тонкая веревочка около 10 сантиметров и магнит. Веревочка привязывается к палочке, а магнит к веревочке. Удочка готова! Теперь отправляемся «ловить рыбу». Ребенок выполняет то упражнение, чей символ ему «попадется на удочку».
Список рекомендуемой литературы:
• Верясова Т.В. Речевые зернышки. Комплекс упражнений для развития органов артикуляции.
• Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.
• Косинова Е.М. Артикуляционная гимнастика.
• Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика.
• Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков.
Список источников: 1. Крупенчук О.И. Логопед советует (приложение к журналу «Дошкольное воспитание» 2. Краузе Е. Логопедия. – 6-е изд. – СПб.: КОРОНА-Век,2010. – 208с., ил.
учитель- логопед Коблова Т. А.