Вводная часть
1. Общее положение:
1.1 Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества
дошкольного образования (ВСОКО), (далее - Положение) разработано для
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения– детский
сад компенсирующего вида № 569 (далее МАДОУ).
ВСОКО предназначена для:
- установления соответствия качества дошкольного образования в МАДОУ
требованиям ФГОС ДО;
- управления качеством образования в МАДОУ;
- обеспечения участников образовательных отношений и общества целом,
объективной и достоверной информацией о качестве дошкольного образования,
предоставляемого в МАДОУ.
1.2 Положение разработано в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня
2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования
образовательной организацией»;
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении
показателей
деятельности
образовательной
организации,
подлежащей
самообследованию»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; СанПиН 2.4.1.3049-13 (для МАДОУ) с изменениями от 15 мая 2013 г.
- Положением о внутреннем (должностном) контроле.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех сотрудников
МАДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с
трудовым договором, в том числе, на сотрудников, работающих по
совместительству.
1.4. На основании данного Положения МАДОУ обеспечивает разработку,
внедрение, проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учет и
дальнейшее использование полученных результатов.
1.5. ВСОКО проводится не реже 2-х раз в год (сентябрь, май).
1.6. Экспертная группа для проведения ВСОКО создается на основании
приказа руководителя в количестве 4-5 человек.
1.7. В настоящем Положении используются термины:
- Качество образования - комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным
стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых
результатов образовательной программы (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п 29).
- Система оценки качества дошкольного образования – совокупность
взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов,
механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик ДО,
свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов,
требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных
образовательных организаций.
- Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении;
реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации
образовательного процесса.
- Качество образования ДОО – это соответствие системы дошкольного
образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям
и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей:
детей, родителей, педагогов МАДОУ, учителей начальной школы (учитывая
муниципальную стратегию, гражданский заказ.)
- Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в
Организации осуществляется не за образовательными результатами детей, а за
условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми
определенных образовательных результатов.
Используемые в Организации критерии оценки эффективности деятельности
отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих
создаваемые ими условия, при реализации образовательной программы
(комментарии к ФГОС дошкольного образования, письмо Минобрнауки РФ от 28
февраля 2014 г. № 08-249).
- Оценивание качества – оценивание соответствия образовательной деятельности,
реализуемой Организацией, заданным требованиям Стандарта и Программы в
дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных
организацией условий в процессе образовательной деятельности.
- Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
- Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества
образования, результатом которого является установление степени соответствия
измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение
общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах,
системе государственно- общественных требований к качеству образования, а также
личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
- Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка
уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму
и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. Государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного
образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного
образования.
2. Основные цели, задачи, принципы и функции внутренней системы оценки
качества образования
2.1. Целями системы оценки качества образования являются:
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих на качество образования в МАДОУ;
- получение объективной информации о функционировании и развитии
образования в МАДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющие на его
уровень;
- предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности
достоверной информации о качестве образования;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы МАДОУ.
2.2. Задачи внутренней системы оценки качества образования:
- формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к
его измерению;
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;
- формирование
ресурсной
базы
и обеспечение
функционирования
образовательной статистики;
- изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности МАДОУ;
- определение степени соответствия условий осуществления образовательного
процесса требованиям ФГОС ДО;
- определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов
основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
- обеспечение доступности качественного образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования;
- определение направлений повышения квалификации педагогических работников
по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным
достижениям воспитанников.
2.3. Система оценки качества образования в МАДОУ строится в соответствии
с принципами:
объективности
оценки
соответствия
установленным
требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся (воспитанников) в
освоении адаптированной основной образовательной программы ДО.
- достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- учёта индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника при оценке
результатов обучения и воспитания;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных
групп потребителей;
- рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и
самооценку своей деятельности;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);
- технологичности используемых показателей (с учетом существующих
возможностей сбора данных, методик измерении, анализа и интерпретации данных,
подготовленности потребителей к их восприятию);
- взаимосвязей и взаимозависимости - взаимного дополнения оценочных процедур;
- профессионализма и этичности проведения процедур, по оценке качества
образования.
2. 4. Функции ВСОКО:
Информационная.
Дает возможность выяснить результативность педагогического процесса,
получить сведения о состоянии ОО, обеспечить обратную связь.
Побудительная.
Участие в оценке качества различных участников педагогического процесса –
воспитателей, заведующего, методиста, родителей – повышает уровень их
педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому
изучению детей, самоанализу своего педагогического труда.
Благодаря системе оценки качества процесс построения образовательной и
воспитательной работы в дошкольном учреждении может стать личностно
своеобразным, т.е. соответствовать широкому диапазону личностных возможностей
деятельности педагога.
Формирующая.
Внедрение системы оценки качества в работу дошкольных учреждений
позволит более эффективно использовать «зону ближайшего развития» ребенка.
Для полноценного формирования личности ребенка необходимо знать его
сильные, слабые и оформляющиеся стороны, что может быть полно отслежено с
помощью системы оценки качества. Опираясь на его результаты, педагог сможет
подобрать методы и приемы индивидуально для каждого ребенка, учитывая его
возможности, что, несомненно, окажет положительное влияние на уровень развития
детей, поможет избежать выпадения из зоны внимания педагога каких- либо
недостатков и трудностей в воспитании личности ребенка.
Коррекционная.
Тесно связана с формирующей функцией. Направленность оценки качества на
особенности текущих процессов предполагает обнаружение и фиксацию
многочисленных непрогнозируемых, неожиданных результатов реализации
образовательной работы. Среди них могут быть как положительные, так и
отрицательные с точки зрения развития личности, это поможет педагогам принять
меры на усиление положительного и в то же время ослабление отрицательного.
Основная часть
3. Организационная и функциональная структура ВСОКО:
3.1 В организационную структуру МАДОУ по оценке качества
образования и обобщению полученных результатов, входят:
- заведующий;
- заместитель заведующего;
-временные структуры группы (творческая группа, группа по проведению
мониторинга и т.п.).
3.2 Заведующий МАДОУ:
- формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО в
МАДОУ и приложений к ним, утверждает приказом заведующей и контролирует их
выполнение;
- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования в МАДОУ, участвует в
этих мероприятиях;
- обеспечивает проведение в МАДОУ контрольно-оценочных процедур,
мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам
качества образования;
- организует систему оценки качества образования, анализирует результаты оценки
качества образования на уровне МАДОУ;
- организует изучение информационных запросов основных пользователей
системы оценки качества образования;
- обеспечивает условия для подготовки работников МАДОУ по осуществлению
контрольно-оценочных процедур;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на
федеральном, муниципальном и региональном уровнях системы оценки качества
образования;
- формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки
качества образования (анализ работы МАДОУ за учебный год, самообследование
деятельности, публичный доклад и т.д.);
- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3 Заместитель заведующего:
- участвует в разработке методики оценки качества образования;
- разрабатывает систему показателей, характеризующих состояние и динамику
развития МАДОУ;
- участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной
деятельности педагогов;
- содействует проведению и подготовки работников МАДОУ к осуществлению
и оформлению контрольно-оценочных процедур;
- проводит экспертизу организации, содержания и результатов образования;
- формирует предложения по совершенствованию образовательной деятельности;
- проводит мониторинг материально-технического обеспечения образовательного
процесса;
- осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о
состоянии и динамике развития;
- готовит предложения заведующему по выработке управленческих решений по
результатам оценки качества образования на уровне МАДОУ.
3.4 Педагогический совет:
- содействует определению стратегических направлений развития системы
образования в МАДОУ;
- принимает участие в формировании информационных запросов оценки качества
образования в МАДОУ;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития системы дошкольного образования;
- принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации образовательного процесса в МАДОУ;
- принимает участие в оценке качества и результативности труда работников МАДОУ
- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития системы образования в МАДОУ.
4. Реализация ВСОКО
4.1 МАДОУ самостоятельно определяет процедуру внутренней оценки
качества образования в рамках нормативно-правовых документов.
4.2 Администрация МАДОУ
организует
педагогический
коллектив
для внутренней оценки качества образовательного
процесса и созданных условий.
4.3 Приказом заведующей МАДОУ назначается группа мониторинга из
числа участников образовательных отношений.
4.4 Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих
процедур внутренней оценки качества образования.
4.5 Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов:
4.5.1. Нормативно -установочный: - определение основных показателей,
инструментария, - определение ответственных лиц, - подготовка приказа о сроках
проведения
4.5.2. Информационно -диагностический:
- сбор информации с помощью подобранных методик
4.5.3. Аналитический:
- анализ полученных результатов,
- сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин
отклонения, оценка рисков
4.5.4. Итогово-прогностический:
- предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива,
- разработка дальнейшей стратегии работы МАДОУ.
4.6 По итогам анализа полученных данных ВСОКО, готовятся документы
(отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического
коллектива, учредителя, родителей.
Результаты ВСОКО являются основанием для принятия административных
решений на уровне образовательной организации.
4.7 Предметом внутренней системы оценки качества образования являются:
- качество образовательной деятельности по АООП ДО и ААООП
образовательного учреждения, которые включают в себя:
- результаты педагогической диагностики;
- отчет по самообследованию;
- анкетирование родителей;
- аналитические материалы (анализ годового плана, контрольных мероприятий,
документации, открытых просмотров образовательной деятельности);
- наблюдение;
- анкетирование;
4.8 Качество условий реализации АООП образовательного учреждения
включают в себя:
- психолого-педагогические условия;
- условия развивающей предметно-пространственной среды;
- кадровые условия;
- материально-технические условия;
- финансовые условия.
Заключительная часть
5. Подведение итогов и оформление результатов ВСОКО:
5.1. Процедура оценки качества образовательной программы дошкольного
образования АООП ДО определяет следующие показатели:
5.1.1. Показатели соответствия АООП ДО требованиям ФГОС ДО:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детского контингента;
- учет потребностей и возможностей всех участников образовательных отношений
в процессе определения целей, содержания и организационных форм работы.
5.1.2. Экспертный лист по оценке адаптированной образовательной
программы дошкольного образования (при наличии) (приложение 1).
5.2. Процедура оценки качества психолого-педагогических условий в МАДОУ
5.2.1. Показатели внутренней оценки качества психолого-педагогических
условий реализации АООП МАДОУ:
- характер взаимодействия сотрудников с детьми и родителями воспитанников;
- наличие возможностей для социально-личностного развития ребенка в процессе
организации различных видов детской деятельности;
- наличие условий для развития игровой деятельности;
- наличие условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации (в
том числе для детей с ОВЗ, по необходимости);
- наличие возможностей для вариативного развивающего дошкольного
образования.
5.2.2. Основные критерии оценки психолого-педагогических условий
реализации образовательной программы дошкольного образования;
- психолого-педагогическое сопровождение;
- вариативные формы дошкольного образования (служба ранней помощи,
консультативный пункт и др.);
- взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта, иными
организациями.
Предоставление возможностей для социализации детей с использованием
социокультурной среды;
- создание условий для самостоятельной деятельности детей, учет индивидуальных
особенностей воспитанников;
- удовлетворенность родителей наличием условий для комфортного пребывания
детей.
5.2.3. Технология организации процедуры оценки психолого-педагогических
условий для реализации адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования включает:
- наблюдение за организацией образовательной деятельности в МАДОУ; - фиксация
результатов наблюдений (в карте наблюдений, листах контроля);
- оценка взаимодействия сотрудников с детьми в процессе организации
образовательной деятельности (Приложение 2).
5.3. Процедура оценки качества организации развивающей предметнопространственной среды в МАДОУ
5.3.1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в
соответствии с требованиями ФГОС ДО определяется по показателям:
- насыщенность предметно - пространственной развивающей среды;
- трансформируемость пространства;
- полифункциональность оборудования и игровых материалов;
- вариативность предметно-пространственной развивающей среды;
- доступность предметно-пространственной развивающей среды;
- безопасность предметно-пространственной развивающей среды.
5.3.2. Технология организации процедуры оценки организации развивающей
предметно - пространственной среды включает в себя наблюдение за её
организацией в МАДОУ, фиксация результатов наблюдений в оценочных листах с
уточнением степени проявления наблюдаемых явлений (Приложение 3).
5.4. Процедура оценки кадровых условий реализации АООП ДО.
5.4.1. Оценка кадровых условий реализации АООП ДО осуществляется на
основе следующих показателей и критериев:
- укомплектованность штата;
- квалификация педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала;
- наличие специалистов;
- компетенции педагогических работников;
- возможность и формы повышения квалификации педагогических работников.
5.4.2. Технология организации процедуры оценки кадровых условий для
реализации АООП ДО включает:
- мониторинг укомплектованности штата;
- мониторинг уровня квалификации педагогических работников;
- мониторинг образовательного уровня педагогических работников;
- мониторинг форм повышения квалификации педагогических работников;
- мониторинг ИОМ педагогических работников;
5.4.3. Результаты внутренней оценки кадровых условий фиксируются в
оценочных листах (Приложение 4)
5.5. Процедура оценки материально-технического обеспечения реализации
АООП ДО.
5.5.1. Оценка материально-технических условий осуществляется на основе
следующих показателей: - мониторинг средств обучения и воспитания детей;
- мониторинг учебно-методического обеспечения АООП ДО;
-мониторинг условий для организации образовательной деятельности;
5.5.2. Технология организации процедуры оценки материально-технического
обеспечения для реализации адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования включает:
- мониторинг средства обучения и воспитания детей;
-мониторинг учебно-методического обеспечения АООП ДО
- мониторинг материально-технического обеспечения
5.5.3. Результаты внутренней оценки материально-технических условий
реализации АООП ДО фиксируются в оценочных листах (Приложение 5)
5.6. Процедура оценки финансового обеспечения АООП ДО
5.6.1. Оценка финансовых условий реализации адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ осуществляется
на основе следующих показателей:
- норматив обеспечения реализации АООП ДО;
- структура и объем расходов, необходимый на реализацию АООП ДО;
- дополнительные расходы, их вариативность в связи со спецификой
контингента детей, направлениями развития МАДОУ, годовыми
задачами.
5.6.2. Основными критериями обеспечения финансовых условий
реализации адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования в МАДОУ являются:
- фактический объем расходов, направленных на реализацию АООП ДО;
- структура и объем расходов на реализацию АООП ДО по факту;
- с вариативностью расходов в связи со спецификой контингента детей;
- объем привлечения финансов на реализацию АООП ДО.
5.6.3. Технология организации процедуры оценки финансового
обеспечения АООП ДО
- мониторинг структуры и объема расходов, затраченных на реализацию АООП
ДО
- мониторинг привлечения финансов на реализацию АООП ДО
5.6.4. Результаты внутренней оценки финансового обеспечения
АООП ДО фиксируются в оценочных листах. (Приложение 6)
5.7. Процедура оценки качества образовательной деятельности МАДОУ
5.7.1. Показатели качества образовательной деятельности в
МАДОУ, реализующих
программы дошкольного образования
осуществляется на основе следующих показателей:
- оценка качества программного обеспечения в МАДОУ;
- оценка качества открытости и доступности информации об
образовательной деятельности в организации;
- оценка качества комфортности условий для осуществления
образовательной деятельности в организации;
- оценка качества проявления доброжелательности, вежливости и
компетентности работников организации;
- оценка удовлетворенности качеством образовательных услуг
получателей образовательных услуг в организации.
5.7.2 Основные критерии оценки качества образовательной
деятельности ОУ, реализующей программы дошкольного образования
- доля проявления признака (процентное соотношение)
- наличие/отсутствие факта, подтверждающего его проявление
в
процессе реализации образовательной
деятельности в образовательной организации
5.7.3. Технология организации процедуры оценки качества
образовательной деятельности МАДОУ - мониторинг качества
реализации образовательной деятельности в ОУ, реализующей
программы дошкольного образования
5.7.4. Результаты оценки качества образовательной деятельности
МАДОУ, реализующей программы дошкольного образования
фиксируются в оценочных листах (Приложение 7).
6. Делопроизводство
a. Результаты ВСОКО (информационно-аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.)
оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет.
b. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив
МАДОУ.
7. Ответственность
Заведующий МАДОУ несет ответственность за представление информации об уровне
качества образования Учредителю и размещение на сайте МАДОУ.
8. Заключительные положения
8.1 Данные, полученные в ходе оценочных процедур, организуемых и проводимых в
МАДОУ, используются для выработки оперативных решений, разработки
стратегических планов, программ и являются основой управления качеством
образования в МАДОУ.
8.2 Потребителями результатов деятельности ВСОКО являются субъекты,
заинтересованные в использовании ВСОКО, как источник объективной и
достоверной информации о качестве образовательных услуг, предоставляемых в
МАДОУ.
Приложение 1
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ
по оцениванию Адаптированной образовательной программы дошкольного образования
МАДОУ детский сад № 569
Система оценивания:
0 – 1 балл
0 баллов – отсутствие компонента,
1 балл – наличие компонента
3.Планируемые
результаты
освоения АОП
2.Пояснительная записка
Компонент АОП
0 – 1 – 2 балла
0 баллов – компонент не выражен,
1 балл – компонент выражен слабо (недостаточно),
2 балла – компонент выражен полностью
Показатель
Индикаторные
показатели
2.1. Цель (цели) реализации АОП.
2.2. Задачи реализации АОП.
2.3. Принципы формирования АОП.
2.4. Подходы к формированию АОП.
2.5. Значимые для разработки и
реализации АОП характеристики:
2.5.1. -индивидуальные
особенностивоспитанников ДОО
2.5.2. -возрастные особенности
воспитанников ДОО
2.6. Указаны особенности развития детей
раннего возраста.
2.7. Указаны особенности развития детей
дошкольного возраста.
2.8. Указаны особенности развития детей
с ОВЗ конкретной нозологической группы
ИТОГО (сумма баллов по компоненту):
3.1. Целевые ориентиры образования в
младенческом и раннем возрасте.
3.2. Целевые ориентиры образования на
этапе
завершения
дошкольного
образования.
3.3. Целевые ориентиры образования для
детей с ОВЗ.
0–1
0–1
0–1
0–1
0–1
Фактический
результат
0–1
0–1
0–1
0–1
0–1
0–1
0–1
0–1
4.Описание образовательной
деятельности в соответствии
с направлениями развития
ребенка
ИТОГО (сумма баллов по компоненту):
4.1.
Образовательная
область
«Социально-коммуникативное развитие»
4.2.
Образовательная
область
«Познавательное развитие»
4.3. Образовательная область «Речевое
развитие»
4.4.
Образовательная
область
«Художественно-эстетическое развитие»
4.5.
Образовательная
область
«Физическое развитие»
4.6.
Показана
интеграция
0–1–2
0–1–2
0–1–2
0–1–2
0–1–2
0–1–2
15
7.Особенности
образовательной
деятельности
разных видов и
культурных
практик
6.Описание образовательной
деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развития
детей
5.Вариативность
реализации АОП с
учётом возрастных
и индивидуальных
особенностей
воспитанников,
специфики их
образовательных
образовательных областей
ИТОГО (сумма баллов по компоненту):
5.1. Описание вариативных форм
реализации АОП
5.2. Описание вариативных способов
реализации АОП
5.3. Описание вариативных методов
реализации АОП
5.4. Описание вариативных средств
реализации АОП
ИТОГО (сумма баллов по компоненту):
6.1. Указаны цели и задачи данной
деятельности.
6.2. Указаны используемые специальные
образовательные программы, методы,
специальные методические пособия и
дидактические материалы
6.3. Описана специфика проведения
групповых
и
индивидуальных
коррекционных занятий
6.4. Описан алгоритм квалифицированной
коррекции нарушений развития детей
6.5. Описаны иные специальные условия в
ДОО для получения образования детьми с
ОВЗ
ИТОГО (сумма баллов по компоненту):
7.1. Описание образовательной
деятельности разных видов
7.2. Описание образовательной
деятельности разных культурных практик
7.3. Учет возрастных и индивидуальных
особенностей детей в вышеуказанной
образовательной деятельности
0–1
0–1
0–1
0–1
0–1
0–1
0–1-2
0–1
0–1
0–1
0–1
0–1−2
9.Особенности
взаимодействия
педагогического
коллектива с
семьями
воспитанников
8.Способы и
направления
поддержки
детской
инициативы
ИТОГО (сумма баллов по компоненту):
8.1. Описание способов поддержки
детской инициативы
8.2. Описание направлений поддержки
детской инициативы
8.3. Учет возрастных и индивидуальных
особенностей детей при поддержке
детской инициативы
ИТОГО (сумма баллов по компоненту):
9.1. Показана система работы ДОО с
семьями воспитанников
9.2. Показана специфика работы с
семьями воспитанников
9.3. Показана особенность работы с
семьями воспитанников с ОВЗ
0–1
0–1
0–1−2
0–1
0–1
0–1
16
13.Дополнительный раздел АОП
(краткая презентация)
12.Часть АОП,
формируемая
участниками
образовательных
отношений
11.Организационный раздел
АОП
10.Иные
характеристики
содержания
Программы,
наиболее
существенные с
точки зрения
авторов АОП
ИТОГО (сумма баллов по компоненту):
разнообразие
0–1
10.2.
Описанные
характеристики
дополняют содержание АОП ДОО
0–1
10.1.
Показано
характеристик
ИТОГО (сумма баллов по компоненту):
11.1.
Описание
материальнотехнического обеспечения АОП
11.2.
Описание
обеспеченности
методическими материалами
11.3.
Описание
обеспеченности
средствами обучения и воспитания
11.4. Распорядок и /или режим дня
11.5.
Особенности
традиционных
событий, праздников, мероприятий
11.6.
Особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды
ИТОГО (сумма баллов по компоненту):
0–1−2
12.1. Разнообразие направлений
12.2. Наличие парциальных и иных
программ, поддерживающих выбранные
направления (указание ссылок на них)
12.3. Обоснованность выбора содержания
образования (каждой из парциальных и
иных программ)
ИТОГО (сумма баллов по компоненту):
13.1. Указаны возрастные и иные
категории
детей,
на
которых
ориентирована АОП, в т. ч. категории
детей с ОВЗ
13.2. Указаны используемые примерные и
авторские программы
13.3.
Приведена
характеристика
взаимодействия
педагогического
коллектива с семьями детей
13.4. Объем презентации составляет не
более 12 слайдов
13.5.
Презентация
отражает
индивидуальность
и
имиджевую
составляющую ДОО
ИТОГО (сумма баллов по компоненту):
0-1-2
0–1
0–1−2
0–1−2
0–1
0–1
0–1
0-1-2
0–1
0–1
0–1
0–1
0-1-2
Итого баллов
Уровень АОП ДО
Рекомендации
17
Уровни экспертной оценки АОП ДО
Интервал
66 – 62
балла
61-56
баллов
55-50
баллов
ниже 50
баллов
Уровень АОП ДО
1 уровень
ОПТИМАЛЬНЫЙ
2 уровень
ДОПУСТИМЫЙ
3 уровень
КРИТИЧЕСИКЙ
4 уровень
НЕДОПУСТИМЫЙ
Экспертная оценка
Соответствует требованиям
(доработка выявленных недостатков)
Частично соответствует требованиям.
Нуждается в доработке
Условно соответствует требованиям.
Нуждается в переработке
Не соответствует требованиям.
Нуждается в полной переработке
18
Приложение 2
Карта оценки деятельности сотрудников по созданию психолого-педагогических условий в МАДОУ
Показатель
1.Взаимодействие
сотрудников с
детьми
Индикатор
1.1. Сотрудники создают и поддерживают
доброжелательную атмосферу в группе,
способствуют установлению доверительных
отношений с детьми:
- обращаются к детям по имени, общаются с детьми
дружелюбно, уважительно, вежливо, ласково (гладят по
голове, обнимают, сажают на колени и т.п.);
- поддерживают доброжелательные отношения между
детьми (умело разрешает конфликтные ситуации,
собственным примером демонстрируют положительное
отношение ко всем детям);
- голос взрослого не доминирует над голосами детей, в
группе наблюдается естественный шум (подвижные игры,
смех, свободный разговор и пр.);
- взрослые не прибегают к негативным
дисциплинарным методам, которые обижают, пугают
или унижают детей;
- в индивидуальном общении с ребенком выбирают
позицию «глаза на одном уровне»;
- учитывают потребность детей в поддержке взрослых
(проявляют внимание к настроениям, желаниям,
достижениям и неудачам каждого ребенка,
успокаивают и подбадривают расстроенных детей и
т.п.).
Индикаторные показатели
Фактический
результат
Показатель/ индикатор подтверждается 3
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
Показатель/ индикатор не подтверждается 0
19
1.2.Сотрудники чутко реагируют на инициативу
Показатель/ индикатор подтверждается 3
детей в общении:
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
-побуждают детей высказывать свои чувства и Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
мысли, рассказывать о событиях, участниками Показатель/ индикатор не подтверждается 0
которых они были (о своей семье, друзьях, мечтах,
переживаниях и пр.); сами делятся своими
переживаниями, рассказывают о себе, выслушивают
детей с вниманием и уважением;
-вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и
обращения детей, обсуждают их проблемы;
-окликаются на любые просьбы детей о
сотрудничестве и совместной деятельности (вместе
поиграть, почитать, порисовать и пр.); в случае
невозможности удовлетворить просьбу ребенка
1.3. Взаимодействуясдетьми, сотрудникиучитывают их
возрастные и индивидуальные особенности:
- в ходеигры, занятий, режимныхмоментов и в свободной
деятельности учитывают привычки, характер, темперамент,
настроение, состояние ребенка (терпимо относятся к
затруднениям, позволяют действовать в своем темпе,
помогают справиться с трудностями, стремятся найти
особый подход к застенчивым, конфликтным детям и
др.);
- предлагая образцы деятельности, не настаивают на
их точном воспроизведении детьми младшего и среднего
дошкольного возраста;
отмечая ошибки старших детей, делают это мягко, не
ущемляя достоинство ребенка;
Показатель/ индикатор подтверждается 3
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
Показатель/ индикатор не подтверждается 0
20
2.Взаимодействие
сотрудников с
родителями:
1.4. Сотрудники уделяют специальное внимание детям Показатель/ индикатор подтверждается 3
с особыми потребностями:
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
- помогают детям с особыми потребностями включиться в Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
детский коллектив и в образовательный процесс;
Показатель/ индикатор не подтверждается 0
- уделяют специальное внимание детям, подвергшимся
физическому
или
психологическому
насилию
(своевременно выявляют случаи жестокого или
пренебрежительного обращения с ребенком, оказывают
поддержку в соответствии с рекомендациями
специалистов)
1.5. Сотрудники используют позитивные способы
Показатель/ индикатор подтверждается 3
коррекции поведения детей:
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
- чаще пользуются поощрением, поддержкой детей,
Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
чем порицанием и запрещением;
Показатель/ индикатор не подтверждается 0
- порицания относят только к отдельным действиям
ребенка, но не адресуют их к его личности, не ущемляют
его достоинства (например, «Ты поступил плохо», но
не «Ты плохой» и т.п.); корректируя действия ребенка,
взрослый создает ситуацию, из которой ребенок
находит правильное решение.
1.6. Педагоги планируют образовательную работу
Показатель/ индикатор подтверждается 3
(развивающие игры, занятия, прогулки, беседы,
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
экскурсии) с каждым ребенком и с группой детей
Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
на основании данных психолого-педагогической
Показатель/ индикатор не подтверждается 0
диагностики развития каждого ребенка.
Показатель/ индикатор подтверждается 3
2.1. «Конструктивное взаимодействие с родителями
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
воспитанниковсучетомвключенности родителей в
Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
ОП»:
- планирование работы с родителями на учебный год; Показатель/ индикатор не подтверждается 0
- использование разнообразных форм, методов,
способов работы с родителями; включенность
родителей в образовательную деятельность (наличие
совместных мероприятий, продуктов совместной
21
2.2. Удовлетворенность родителей созданными
психолого- педагогическими условиями в
МАДОУ
Показатель/ индикатор подтверждается 3
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
Показатель/ индикатор не подтверждается 0
Итог
Выводы:
22
Приложение 3
Карта оценки организации РППС среды в группе в соответствии с ФГОС ДО
Показатель
Индикатор
Индикаторные показатели
Насыщенность
предметнопространственной
развивающей
среды.
-организация пространства группы соответствует
возрасту, индивидуальным особенностям детей;
-тема комплексно-тематического планирования имеет
свое отражение во всех развивающих центрах;
-при
организации
пространства
учитывается
гендернаяспецифика;
-наличие
и
разнообразие
оборудования
(оздоровительного, спортивного, игрового и т.д.);
-соответствие данного материала возрасту детей в
группе и его развивающий потенциал (обеспечение
зоны актуального и ближайшего развития);
-наличие
центра
экспериментирования
в
соответствиис возрастом;
-наличие в группе неоформленного игрового
материала;
-наличие технических средств обучения в группе;
-наличие в старших и подготовительных группах
материалов, отражающих региональный компонент.
Показатель/ индикатор подтверждается 3
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
Показатель/ индикатор не подтверждается 0
Транспортируемос
ть среды
-мебель легкая, невысокая, соответствует
росту,возрасту дошкольника;
-имеются напольные сквозные полочки;
-мебель расставлена не по периметру группы;
-наличие полифункциональных ширм, перегородок и
т.д.;
-наличие переносных магнитных досок
Показатель/ индикатор подтверждается 3
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
Показатель/ индикатор не подтверждается 0
Фактический
результат
23
Полифункциональ
ность среды:
Вариативность
среды
Доступность
среды
Безопасность
-использование продуктов детской и взрослой дизайндеятельности для оформления макро-микросреды;
-имеется «стена творчества»;
- наличие полифункциональных ширм, перегородок и
т.д.
-в группе выдержано зонирование пространства
(выделены активная, рабочая, спокойная зоны);
-наличие центров по пяти основным образовательным
областям;
-в группе имеется пространство для уединения;
-рациональное расположение центров в группе
-соотношение масштаба «рост-глаз-рука»;
-доступность в использовании игр, игрушек,
материалов, пособий, обеспечивающих все основные
виды детской активности, в том числе и для детей с
ограниченными возможностями;
-доступность игрового материала возрасту детей по
содержанию
Показатель/ индикатор подтверждается 3
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
Показатель/ индикатор не подтверждается 0
Физическая:
- нет острых углов, выступающих острых элементов,
игровые жесткие модули закреплены и т.д.),
- имеющиеся в пространстве игры, игрушки, пособия и
т.д. исправны и сохранны
Психологическая:
- цветовое решение группы (стены окрашены в
спокойные пастельные тона),
- использование элементов домашней обстановки
цветы, растения (наличие настоящей зелени)
Показатель/ индикатор подтверждается 3
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
Показатель/ индикатор не подтверждается 0
Показатель/ индикатор подтверждается 3
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
Показатель/ индикатор не подтверждается 0
Показатель/ индикатор подтверждается 3
Показатель/ индикатор скорее подтверждается 2
Показатель/ индикатор скорее не подтверждается 1
Показатель/ индикатор не подтверждается 0
Приложение 4
Лист оценки качества специальных кадровых условий реализации Адаптированной образовательной программы
Дата
Показатели
№
показате
1.1
Наличие в МАДОУспециалиста дляработы с детьми с ОНР, с детьми с
ОНР в группах компенсирующей направленности ОВЗ (учительлогопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог)
1.2
Отсутствие вакансий специалистов, укомплектованность
МАДОУ специалистами (соответствие физических лиц единицам
штатного расписания)
Индикатор
-наличие (1 балл)
-отсутствие специалистов (0 баллов)
Укомплектованность специалистами
- 100% (1 балл)
- менее 100% (0) баллов
1.3
Соответствие квалификации специалистов требованиям, установленным Соответствует (1 балл) –
в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, Не соответствует (0 баллов)
специалистов и служащих
1.4
Квалификационный уровень специалистов
Выводы:
Квалификационная категория
есть – 1 балл,
нет - 0 баллов
Баллы
Приложение 5
Карта анализа материально-технических обновлений реализации АООП и ААООП
Дата
Показатели обновлений за год
Информационно-технические (компьютеры и т.д.)
Методические материалы (пособия, дид. игры, картины, методическая
литература и т.д.)
Спортивный инвентарь
Мебель
Малые игровые формы на участках
Оснащение кабинетов логопедов, дефектологов
Количество
Приложение 6
Карта анализа
финансовых условий реализации АООП ДО структурного
подразделения
Дата
Показатели оценки финансовых
условий реализации АООП
МАДОУ
Критерии оценки финансовых условий реализации АООП
МАДОУ
Фактические данные
Выделенные средства субвенции (исходя из
показателя
руб. на 1 ребенка)
фактический объем расходов на реализацию АООП МАДОУ
Данные в рублях
Привлечение дополнительных финансов на
реализацию АООП МАДОУ (участие в
конкурсах, грантовых проектах)
объем привлечения финансов на реализацию АООП МАДОУ
Данные в рублях
Спонсорская, благотворительная помощь
попечителей или сторонних организаций
объем выделенных финансов на реализацию АООП МАДОУ
Данные в рублях
Выводы:
Приложение 7
Оценка качества образовательной деятельности
Параметры
Индикаторные показатели
1.1
Уровень освоения образовательных областей АООП ДО
2 балла - 85% и более воспитанников усвоили программу
1 балл - 60 - 84% ;
0 баллов - менее 60%
1.2
2 балла - сформированы;
1 балл - частично сформированы; 0 баллов - не сформированы
1.3
Сформированность предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения детьми дошкольного
образования
Динамика показателя здоровья детей
1.4
Динамика уровня адаптации детей раннего возраста
1.5
Достижения воспитанников в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах
1.6
Уровень удовлетворенности родителей качеством
предоставляемых услуг МАДОУ и качеством
образовательных результатов
Общее количество баллов по показателю:
2 балла - уменьшение числа случаев заболеваний;
1 балл - уровень заболеваемости не изменяется;
0 баллов - увеличение заболеваемости
2 балла - уменьшение случаев тяжелой степени адаптации;
1 балл - показатели не изменяются;
0 баллов рост числа случаев тяжелой адаптации.
2 балла - более 60% принимают участие
1 балл - участие отдельных воспитанников
0 баллов - не участвуют
Используется анкета для родителей приложение
2 балла - 95% и более;
1 балл - 70 - 94%;
0 баллов - менее 69%
Фактический результат
Приложение 8
Анкета для выявления удовлетворенности родителей (законных
представителей) качеством образовательных
услуг
Уважаемые родители!
Пожалуйста, оцените деятельность детского сада и созданные в нем условия для детей
по критериям, которые предложены в анкете. Нам очень важно Ваше мнение.
Благодарим за искренние ответы.
№
Вопросы
1.
Моему ребенку нравится
ходить в детский сад
Работа воспитателей и сотрудников
детского сада достаточна, чтобы мой
ребенок хорошо развивался и был
благополучен
В детском саду учитывают интересы и
точку зрения моего ребенка
Мой ребенок ухожен, за ним хороший
присмотр вдетском саду
Меня
устраивает
обеспечение
санитарно-гигиенических условий в
детском саду.
Я знаю, что мой ребенок в
безопасности в детском саду
Меня устраивает питание в детском
саду
Меня устраивает подготовка к школе,
осуществляемая в детском саду.
Меня
устраивает
материальнотехническое обеспечение
Меня устраивают формы работы
администрации детского сада с
родителями
Сотрудники детского сада учитывают
мнение родителей в своей работе.
Меня устраивает система работы
детского сада в целом.
Ваши пожелания:
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Ф.И.О., № группы: (по желанию)
Дата: «
»
20 г.
Полностью
согласен
2 балла
Скорее
согласен
1 балл
Скорее
не
согласен
- 1 балл
Полностью
не согласен
-2 балла
Затрудняюсь
ответить
0 баллов