КЛАДовая ценностей

Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический центр
«Екатеринбургский Дом Учителя»
(МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»)
620014, Свердловская обл, Екатеринбург г, Антона Валека ул,
строение 8, офис 305, Тел. 8(343) 304-12-49, Emаl: domuchitela@yandex,ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«КЛАДовая ценностей»

г. Екатеринбург, 2024
0

Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический центр
«Екатеринбургский Дом Учителя»
(МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»)
620014, Свердловская обл, г. Екатеринбург, Антона Валека ул,
строение 8, офис 305, Тел. 8(343) 304-12-49, Emаl: domuchitela@yandex,ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КЛАДовая ценностей»

Уровень программы: cтартовый
Срок реализации программы: 5 месяцев
Объем программы: 18 часов
Целевая аудитория: обучающиеся ДОО
Возрастная категория: дети от 5 до 7 лет

Автор составитель:
Скрипина
Елена Александровна,
методист
МБУ ИМЦ «Екатеринбургский
Дом Учителя»

г. Екатеринбург, 2024
1

СОДЕРЖАНИЕ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3
3

1.4.

Направленность
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Характеристики обучающихся, возрастные особенности,
иные медико-психолого-педагогические характеристики
Актуальность
и
педагогическая
целесообразность
программы
Основные особенности программы

1.5.

Формы и технологии образования детей

7

1.6.

Объём и срок реализации программы

9

1.7.

Режим занятий,
занятий
ОБУЧЕНИЕ

1.
1.1.
1.2.
1.3.

2.

периодичность

и

продолжительность

4
4
6

9
10

2.1.

Цель и задачи обучения

10

2.2.

Учебный план

11

2.3

Содержание учебного плана

14

2.4.. Планируемые результаты

23

Способы и формы определения результатов обучения

24

ВОСПИТАНИЕ

26

3.1.

Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей

26

3.2.

Формы и методы воспитания

27

3.3.

Условия воспитания, анализ результатов

30

3.4.

Календарный план воспитательной работы

30
33

4.1.

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы

4.2.

Материально-технических обеспечение программы

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

36

2.5.
3.

4.

2

33

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
\

1.1.
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа разработана в соответствии нормативноправовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028
«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования»;
4. СанПиН 1.2.3685-21 – Санитарные правила и нормы СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г.,
регистрационный № 62296), действующим до 1 марта 2027 года;
5. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (с изменениями и дополнениями).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«КЛАДовая ценностей» (далее программа) учитывает требования
Федеральной рабочей программы воспитания структурного элемента
Федеральной образовательной программы дошкольного образования и
объединяет процессы обучения и воспитания на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей российского государства
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «КЛАДовая ценностей»: социальногуманитарная.
Уровень сложности программы – «стартовый», т.к. предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеобразовательной общеразвивающей программы.
Программа разработана для детей первого года обучения.

3

1.2. Характеристики обучающихся, возрастные особенности, иные
медико-психолого-педагогические характеристики.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет, построена с
учётом возрастных особенностей детей.
Ребенок к 5 годам уже способен анализировать опыт применения
разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
У ребенка происходит процесс развития начал социально-значимой
активности.
У ребенка обогащается эмоциональный опыт, он способен
распознавать свои переживания и эмоции и окружающих, осуществлять
выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и
обосновывать свои намерения и ценностные ориентации.
Ребенок пытается понимать и учитывать интересы и чувства других.
Формируется умение договариваться и дружить со сверстниками, разрешать
возникающие конфликты конструктивными способами;
У ребенка формируется привычки культурного поведения и общения
с людьми, основы этикет, правила поведения в общественных местах.
У ребенка происходит процесс развития начал социально-значимой
активности. Он с большим удовольствием принимает участие в социальных
акциях и событиях, понимает значимость своих действий.
В возрасте 6-7 ребёнок продолжает совершенствоваться через игру,
поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех
темах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям
знания выступают в качестве средства развития личности ребёнкадошкольника.
Предусмотрено использование Программы для обучения детей с
особыми образовательными потребностями.
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Сегодня в городе Екатеринбурге активно выстраивается система
непрерывного духовно-нравственного воспитания, направленная на
обеспечение целостности и преемственности образования детей на всех
ступенях, начиная с дошкольного уровня.
С целью выстраивания преемственности между дошкольным и общим
образованием коллективом МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»
разработана авторская дополнительная общеразвивающая программа для
детей старшего дошкольного возраста «КЛАДовая ценностей».
Программа отличается выраженной направленностью на интеграцию
образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое развитие, с использованием приемов
кинопедагогики в образовательном процессе дошкольных организаций.

4

Содержание программы направлено на усвоение базовых духовнонравственных ценностей, раскрывающих духовные основы отечественной
культуры, способствующих формированию нравственных норм и развитию
патриотических установок у детей старшего дошкольного возраста.
Традиционные
российские
духовно-нравственные
ценности
объединяют нашу многонациональную страну.
Общие ценности укрепляют современное российское общество. К ним
относятся:
⮚ жизнь, достоинство, права и свободы человека;
⮚ патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу;
⮚ высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд;
⮚ гуманизм, милосердие, справедливость;
⮚ коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
⮚ историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в
содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными
особенностями детей.
⮚ Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического
направления воспитания.
⮚ Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовнонравственного направления воспитания
⮚ Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в
основе социального направления воспитания.
⮚ Ценность познание лежит в основе познавательного направления
воспитания.
⮚ Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и
оздоровительного направления воспитания.
⮚ Ценность труд лежит в основе трудового направления
воспитания.
⮚ Ценности культура и красота лежат в основе эстетического
направления воспитания.
Реализация программы позволит сохранить и обогатить культурные
традиции в условиях многонационального Российского государства, будет
содействовать укреплению единого культурного и образовательного
пространства в г. Екатеринбурга.
Базовые национальные ценности рассматриваются в рамках осознанного
просмотра
мультипликационных кинофильмов, с учетом возрастных и
психологических особенностей и интересов каждой возрастной категории
воспитанников ДОО, а также соответствуют образовательным целям и
задачам, что играет ключевую роль в эффективном использовании кино в
образовательном процессе.
Программа разработана в соответствии с календарным планированием
Федеральной рабочей программы воспитания структурного элемента
5

Федеральной образовательной программы дошкольного образования и
Федеральный календарный план воспитательной работы.
Педагогу рекомендуется для реализации программы использовать
комплект методических материалов «Воспитателю о воспитании»
разработанный Федеральным государственным бюджетным научным
учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания».
Как показывают многочисленные исследования, большинство
современных детей-визуалы, им легче воспринимать информацию через
кинофильмы и мультфильмы.
Поэтому кинопедагогика при умелом использовании становится
отличным инструментом для формирования и развития коммуникативных
умений
и
формированию
духовно-нравственных
ценностей,
предусмотренных
Федеральной
рабочей
программы
воспитания
структурного элемента Федеральной образовательной программы
дошкольного образования.
1.4.

Основные особенности программы.

Сегодня уже не вызывает сомнения у большинства педагогов тот факт,
почему такое экранное искусство, как кинематограф, является ключевым
средством в решении задач развития, воспитания и образования
подрастающего поколения. Именно на примере экранных искусств мы
можем наиболее ярко проследить, как происходит «перевод» в
художественно-образную форму всего многообразия форм бытия
человеческой культуры.
Современные образовательные стандарты всё больше признают
важность использования разнообразных учебных материалов, включая
кинофильмы для обогащения образовательного процесса и стимулирования
интереса воспитанников ДОО.
Интеграция кино в образовательную деятельность ДОО может стать
стандартной практикой, что позволит учителям эффективнее использовать
кино в своей работе.
Именно кинематограф становится тем самым метапредметом, который
в разных формах и видах используется в системе образовании по всей
цепочке обучения от дошкольного образования до выпускных классов,
колледжей и высшей школы. И затем, как важная составная непрерывного
педагогического образования, самосовершенствования в течение всей
жизни.
Анимация, киносказка, фильмы для детской и подростковой аудитории,
семейного просмотра, педагоги и родители используют как эффективное
средство развития, воспитания и обучения.
Мультипликационный фильм – это один из видов экранного искусства
доступный для понимания детям начиная с младшего дошкольного возраста
Экранная (аудиовизуальная) грамотность формирует у дошкольников
эстетический вкус и предпочтения в выборе кино и медиапродукции в
пользу художественно-эстетически ориентированной.
6

Экранные искусства стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они
обладают большой силой эмоционального, духовного, нравственного,
эстетического воздействия на подрастающее поколение. Они не только
являются для них средством времяпрепровождения, но и формируют их как
личность.
Одной из важных перспектив развития кинопедагогики является
интеграция кино в дополнительные учебные программы.
Интеграция кино в дополнительные программы ДОО может стать
стандартной практикой, что позволит педагогам эффективнее использовать
кино в своей работе.
Поколения, воспитанные на духовных ценностях исторического и
культурного наследия, станут мощной опорой для развития и укрепления
государства.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для
дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание
научиться чему бы то ни было возникает естественно.
Использование
различных
методов,
приёмов,
технологий
кинопедагогики для обучения воспитанников позволяет поддерживать
желание узнавать новое и превращает процесс обучения в устойчивый
познавательный интерес.
Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть
активными, уверенными в себе, т.е. обеспечивается ситуацию успеха.
Учебный материал преподносится в виде мультфильмов и набора
инструментов и практик, позволяющих эффективно организовать групповое
обсуждение. Это позволяет организовать образовательный процесс в
комфортной обстановке, получать удовольствие от общения с другими
детьми.
Для успешной реализации программы используются различные
педагогические технологии:
⮚ игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного
возраста является игра;
⮚ информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность,
доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые
возможности добычи информации;
⮚ технологии деятельностного метода, развития критического и
творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск
новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка;
⮚ технология кинопедагогики «Осознанный просмотр».
1.5. Формы и технологии образования детей.
Программа предполагает использование групповой и подгрупповой
формы обучения.
Выбор подходящих кинофильмов или мультфильмов для различных
возрастных групп играет ключевую роль в эффективном использовании
кино в образовательном процессе.
7

Методические рекомендации по подбору фильмов должны учитывать
психологические особенности и интересы каждой возрастной категории, а
также соответствовать образовательным целям и задачам.
Для детей дошкольного возраста (5-6 лет):
Выбор мультфильмов с яркой и простой графикой: предпочтение
следует отдавать мультфильмам с простым сюжетом и яркой анимацией,
которые легко воспринимаются маленькими детьми;
Педагогически ценные сюжеты: фильмы должны содержать
положительные образцы поведения, поощрять дружбу, справедливость и
толерантность;
Продолжительность: рекомендуется выбирать короткометражные
фильмы или серии мультфильмов, чтобы соответствовать возрастным
особенностям внимания детей.
Для детей младшего школьного возраста (6-7 лет):
Образовательная ценность: предпочтение следует отдавать фильмам и
мультфильмам, содержащим образовательные элементы, например,
исторические события, научные факты или моральные уроки;
Познавательные истории: выбор фильмов и мультфильмов, которые
помогут детям расширить свои знания и понимание окружающего мира;
Позитивные эмоции: фильмы должны вызывать положительные
эмоции и вдохновлять на действия.
В процессе знакомством с мультфильмом
дети выполняют:
предсмотровое, просмотровое и постсмотровое задания используя приемы
кинопедагогики:
✔
Предсказание (До просмотра можно сообщить детям о
названиемультфильма и задать им вопрос: «Как вы думаете, о чём этот
фильм?»).
✔
Озвучка (Заранее выберите подходящий эпизод, отключите звук
и дайте детям задание озвучить происходящее).
✔
Что дальше? (Остановите просмотр на «самом интересном
месте» и спросите детей: «Что же будет дальше?»).
✔
Без картинки (Выберите фрагмент фильма, который можно
только прослушать, Объединённые в группы дети становятся актерами: они
придумывают и инсценируют событийный ряд эпизода, основываясь на
услышанном).
✔
(После просмотра определённого фрагмента дети отвечают на
вопрос: Как они представляют себе прошлое увиденных персонажей?)
✔
Описание персонажей (Попросите детей выбрать один из
персонажей и за две минутки сформулировать описание его внешности,
характера или каких-то привычек, по которым соседи должны будут
догадаться, кто был прототипом).
✔
Стоп-кадр (Это работа с одной изолированной картинкой из
фильма).
8

По мотивам (После просмотра фильма (или его фрагментов) дети,
объединённые в малые группки (по 3-6 человек), разыгрывают между собой
один из эпизодов. Зрители отгадывают, какой именно).
1.6. Объем освоения дополнительной общеобразовательной
программы.
Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 5
месяцев (период с сентября месяца по январь месяц включительно), что
составляет 18 недель.
1.7. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Режим занятий. Занятия проводятся в первой и второй половине дня
один раз в неделю для детей 5-6 лет не более 25 минут, для детей 6-7 лет не
более 30 минут.
Использование ИКТ в группах старшего дошкольного возраста в
соответствии с требования ФГОС ДО и СанПиН 2.4.3648-20 (таб.6.8).

2. ОБУЧЕНИЕ.
9

2.1.
Цель
и
задачи
программы
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель: создать условия для приобщения обучающихся к традиционным
духовно-нравственным ценностям с применением приемов кинопедагогики
в рамках реализации полугодового педагогического проекта.
Задачи:
Образовательные:
- формирование у детей представления о мультфильме как о
произведении искусства;
- ознакомление с видами анимационной деятельности с применением
различных художественных материалов;
- формирование речевой активности детей, обогащение словарного
запаса;
- формирование критического мышления.
Развивающие:
- развитие творческого воображения, фантазии и художественного
вкуса;
- развитие эмоциональных и артистических качеств детей посредством
мультипликации;
- развитие интереса детей к совместной деятельности со сверстниками
и взрослыми.
Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма и личной ответственности;
- воспитание нравственные качества личности ребенка, эмоционально эстетическое восприятие окружающего мира;
- обогащение визуального опыта детей старшего дошкольного возраста
через просмотр мультфильмов и участие в социально-значимых событиях.

10

2. 2. Учебный план.
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной
программы «КЛАДовая ценностей».
Учебно-тематический план для детей (5-6 лет)
№
п.п.

Срок

Наименование
занятия и тема

Количество часов
Теория
0.5

Практика
0.5

Всего
1

Формы
аттестации
(контроль)

1.

1 неделя
сентября

Тема № 1
«Знания нужны.
Знания важны»

2.

2 неделя
сентября

Тема № 2
«Что такое
доброта?»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

3.

3 неделя
сентября

Тема № 3
«Как не опоздать
на всю жизнь?»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

4.

4 неделя
сентября

Тема № 4
«Как понять друг
друга»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

5.

1 неделя
октября

Тема № 5
«Спешите делать
добро»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

6.

2 неделя
октября

Тема № 6
«Семейная
преданность»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

7.

3 неделя
октября

Тема № 7
«В мире все
взаимосвязано»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

8.

4 неделя
октября
1неделя
ноября

Тема № 8
«Подвиг на века»
Тема № 9
«Нужно ли
слушаться
старших?»
Тема № 10
«Культура
вежливости?»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

Тема № 11
«Пусть мама
услышит»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

9.

10.

2 неделя
ноября

11.

3 неделя
ноября

11

педагогическое
наблюдение

12.

4 неделя
ноября

Тема № 12
«Ценность
дружбы»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

13.

1 неделя
декабря

Тема № 13
«Как потопаешь,
так и полопаешь»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

14.

2 неделя
Тема № 14
декабря «Что такое забота?»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

15.

3 неделя
декабря

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

16.

4 неделя
декабря

Тема № 15
«Надо, надо
умываться»
Тема № 16
«Где живет
красота?»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

17.

3 неделя
января

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

18.

4 неделя
января

Тема № 17
«Что такое
честность?»
Тема № 18
«Спасение Деда
Мороз»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

Итого: 18 часов

Учебно-тематический план для детей (6-7 лет)
№
п.п.

Срок

Наименование
занятия и тема

Количество часов
Теория
0.5

Практика
0.5

Всего
1

Формы
аттестации
(контроль)

19.

1 неделя
сентября

Тема № 1
«Знания нужны.
Знания важны»

20.

2 неделя
сентября

Тема № 2
«Что такое
доброта?»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

21.

3 неделя
сентября

Тема № 3
«Как не опоздать
на всю жизнь?»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

22.

4 неделя
сентября

Тема № 4
«Как понять друг
друга»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

12

педагогическое
наблюдение

23.

1 неделя
октября

Тема № 5
«Спешите делать
добро»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

24.

2 неделя
октября

Тема № 6
«Семейная
преданность»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

25.

3 неделя
октября

Тема № 7
«В мире все
взаимосвязано»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

26.

4 неделя
октября
1неделя
ноября

Тема № 8
«Подвиг на века»
Тема № 9
«Нужно ли
слушаться
старших?»
Тема № 10
«Культура
вежливости?»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

Тема № 11
«Пусть мама
услышит»
Тема № 12
«Ценность
дружбы»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

27.

28.

2 неделя
ноября

29.

3 неделя
ноября

30.

4 неделя
ноября

31.

1 неделя
декабря

Тема № 13
«Как потопаешь,
так и полопаешь»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

32.

2 неделя
Тема № 14
декабря «Что такое забота?»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

33.

3 неделя
декабря

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

34.

4 неделя
декабря

Тема № 15
«Надо, надо
умываться»
Тема № 16
«Где живет
красота?»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

35.

3 неделя
января

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

36.

4 неделя
января

Тема № 17
«Что такое
честность?»
Тема № 18
«Спасение Деда
Мороз»

0.5

0.5

1

педагогическое
наблюдение

Итого: 18 часов
13

2.3. Содержание учебного плана.
*** Содержание учебного плана для детей 5-6 лет и 6-7 лет первого
года обучения отличается только количеством и подбором используемых
приемов для работы на мультфильмов.
Название,
номер занятия
(направления
воспитания )
Тема № 1
«Знания нужны.
Знания важны»
познавательное,
социальное
трудовое

Тема № 2
«Что такое

Программное
содержание

Содержание
(теория)

Мультфильм:
«Козленок,
который умел
считать до 10»;

Ценность: Познание
Прием:
«Дерево
проблемных вопросов»
Прием
кинопедагогики:
«Стоп-кадр», «Назад в
прошлое», «Озвучка»
Творческий
продукт,
социальная практика:
Интеллект-карта
«Дерево знаний»

Деятельность
обучающихся
(практика)

Предпросмотровое
задание:
На доске нарисовано
дерево.
На
стволе
написано
слово
«Чебурашка идет
«знания».
в школу»
Дети
формулируют
вопросы, которые их
волнуют по данной
теме.
Просмотровое
задание:
Внимательно смотрите
мультфильм.
После
просмотра ответьте на
вопросы: Каких героев
посчитал
козленок?
Перечислите их.
Кто был первым? Кто
последним? Кого из
героев нет на слайде?
Как называлось судно
на
котором
плыли
герои?
Что закричал гусь,
когда
паром
стал
тонуть? Почему плот
стал тонуть? Кто спас
героев? Что случилось
бы, если козленок не
умел считать?
Постпросмотровое
задание.
Опираясь на увиденное
в
фильме,
дети
заполнять ветки на
дереве
(рисуют
картинки,
пишут
слова»
Ценность: Труд
Мультфильм:
Предпросмотровое
«Веселый огород»
задание:
Прием
«Кластер» Дети
рассматривают
14

доброта?»

Деление на группы.
Прием кинопедагогики
«Без
картинки»
(Выберите
фрагмент
фильма, который можно
только
прослушать,
Объединённые в группы
ученики
становятся
актерами:
они
придумывают
и
инсценируют
событийный
ряд
эпизода, основываясь на
услышанном).
Технология
«Осознанного
просмотра
Творческий
продукт
или
социальная
практика:
Выставка даров осени
«А у нас в огороде
выросла...»
Ценности: Красота

познавательное,
патриотическое,
трудовое

Тема № 3
«Как не
опоздать на всю
жизнь?»
патриотическое
духовнонравственное,
физическое и
оздоровительное

Тема № 4
«Как понять
друг друга»
духовнонравственное,
социальное

Мультфильм:
«Паровозик
из
Ромашкова»
Прием «Верите ли Вы,
что…»
Прием кинопедагогики
«Озвучка»
(Заранее
выберите
подходящий
эпизод, отключите звук и
дайте детям задание
озвучить происходящее)
Технология: педагогика
«Удивления»
Творческий продукт:
Выставка
семейных
фотографий
«Где
прячется красота»

Мультфильм:
«Варежка»

Ценности: Добро
Прием: «Добрые слова»
Прием
кинопедагогики: «Что
дальше?»
(Остановите
просмотр на «самом
интересном месте» и
спросите детей: «Что же
15

картинки на которых
изображены
овощи,
животные
и
др.
персонажи
фильма.
Объеденяются
в
группы.
Просмотровое
задание:
Дети
внимательно
смотрят мультфильм.
Обращают внимание на
персонажей.
Постпросмотровое
задание:
Объединённые
в
рабочие
ученики
становятся актерами:
они придумывают и
инсценируют
событийный
ряд
эпизода, основываясь
на услышанном).
Предпросмотровое
задание:
Интересные факты про
железную дорогу
Просмотровое
задание:
Дети
смотрят
мультфильм и отвечают
на вопрос. Что такого
удивительного было в
путешествие?
Постпросмотровое
задание
Дети
рассматривают
сюжетные картинки из
мультфильма.
Составляют их как
ленту
времени.
Выделяют
основные
фразы из мультфильма,
то что делает нашу
жизнь удивительной.
Предпросмотровое
задание:
Кто живет у вас в
семье?
Просмотровое
задание:
Дети
придумывают
продолжение истории.
Что же будет дальше?»

Тема № 5
«Спешите
делать добро»
духовнонравственное,
социальное

Тема № 6
«Семейная
преданность»

патриотическое,

Мультфильм:
«Мешок яблок»

будет дальше?»)
Технология:
«Осознанного
просмотра»
Творческий продукт:
«Пословицы о дружбе в
рисунках детей»
Социальная
акция:
«Друзья наши меньшие»
Ценности: Добро
Прием:
«Что
было
хорошего»
Прием
кинопедагогики:
«Предсказание»
(До
просмотра
можно
сообщить
детям
о
название мультфильма и
задать детям вопрос:
«Как вы думаете, о чем
фильм?).
Технология: Педагогика
«Благодарности»
Микрофон
Благодарности»
Кого бы вы хотели
поблагодарить за доброе
дело
Творческий
продукт,
социальная практика:
«Челлендж добрых дел»
Сказать
комплимент
другу
Подарить подарок без
повода
Поблагодарить
когонибудь.

Постпросмотровое
задание:
Рисование на тему:
«Пословицы о дружбе в
рисунках детей»

Предпросмотровое
задание:
Когда нужно делать
добрые дела. Как мы
понимаете пословицу
«Как аукнется, так и
откликнется»
Просмотровое
задание:
Дети
отвечают
на
вопрос
«Каким был
заяц?»
За
что
можно
поблагодарить героев
фильма.

Постпросмотровое
задание
Дети
отвечают
на
вопрос
«Что было
хорошего»
В конце дня, урока,
события
предложите
каждому участнику в
трех
пунктах
проговорить, что в его
дне, уроке, событии
было самым приятным.
После этого обнимите,
пожмите руку или
просто
улыбнитесь
друг другу. Эта игра
будет
прекрасным
завершением
любого
дела.
Эта
игра
учит
осознавать хорошее и
фокусироваться на нем
Ценности: Семья
Мультфильм:
Предпросмотровое
«Сказка про
задание:
солдатскую дочку Прием
«Тонкие
и Посмотрите
на
и волшебное
толстые вопросы»
картинку и придумайте
пугало»
вопросы.
Педагог
Прием
кинопедагогики:
Что фиксирует вопросы на
дальше?»
(Остановите «Стене вопросов».
16

просмотр на «самом
интересном месте» и
спросите детей: «Что же
будет дальше?»)
Техника: Вопрошания.
Творческий
продукт,
социальная практика:
Коллаж «Пословицы и
поговорки
живут
в
сказке»

Детей
просят
посмотреть
мультфильм, кадры из
которого
были
на
картинки. И найти
ответы на них.
Просмотровое
задание:
Дети
совместно
с
педагогом отвечают на
все вопросы, которые
были на стене.
Постпросмотровое
задание
Дети собирают коллаж
из
картинок
с
сюжетами
мультфильма
и
подбирают пословицы
и поговорки Ценность.
Семья. Родина

Мультфильм:
«Сказка старого
дуба»

Ценности: Природа

Предпросмотровое
задание:
Ребята отвечают на
вопрос Почему надо
беречь
природу?
Используя
прием
«Пять почему»
Просмотровое
задание:
После
остановки
фильма
дети
предугадывают,
что
будет дальше.
Постпросмотровое
задание.
Дети
составляют
цепочку
связей
в
природе.

Мультфильм:
«Василек»

Ценности: Жизнь

социальное,
трудовое,
эстетическое

Тема № 7
«В мире все
взаимосвязано»
патриотическое,
трудовое

Тема № 8
«Жди меня и я
вернусь»
патриотическое,
социальное,
физическое и
оздоровительное

Прием: «Пять почему»
Прием
кинопедагогики: «Что
дальше?»
(Остановите
просмотр на «самом
интересном месте» и
спросите детей: «Что же
будет дальше?»)
Творческий
продукт,
социальная практика:
«Синквейн» на тему
Природа
Создание
социального
ролика на тему «Юные
защитники природы»/

Предпросмотровое
задание:
Прием: «Лови ошибку» Дети
отвечают
на
Прием кинопедагогики: вопросы. Кого искал
«Предсказание» (До
Василек
в
просмотра можно
мультфильме?
сообщить детям о
Кто встретился ему на
название
пути?
художественного фильма Просмотровое
и задать детям вопрос:
задание:
«Как вы думаете, о чём
Как
назывался
этот фильм?)
пароход?
Творческий
продукт, Зачем пароход назвали
17

Тема № 9
«Нужно ли
слушаться
старших?»

Мультфильм:
«Гора
Самоцветов.
Жихарка»

патриотическое,
социальное,
эстетическое

Тема № 10
«Культура
вежливости?»
духовнонравственное,
социальное,
эстетическое

Мультфильм:
«Просто так»

социальная практика: эти именем.
Социальная акция « Как люди чтят память
Помощь ветеранам»
героев?
Дети
заполняют
таблицу картинками. В
центре вопрос. Что
помогает
людям
помнить о героях .
Постпросмотровое
задание
Проявите заботу и
внимание к ветеранам.
Расскажите об этом
друзьям.
Ценности:, Культура
Предпросмотровое
задание:
Прием:
«Лента Что называют в фильме
времени»
самоцветами.
Почему
русские
Прием
народные сказки –это
кинопедагогики:
«Кадры кинопленки»
ценности.
Технология
Просмотровое
критического
задание:
мышления:
прием После
просмотка
«Запутанные логические мультфильм
дети
цепочки»
собирают кинопленку
Творческий
продукт, из разных кадров из
картинок
социальная практика: сюжетных
Картотека
«Правила мультфильма.
собственной
Постпросмотровое
безопасности»
( задание
придуманные детьми)
Дети
разрабатывают
правила безопасности в
форме рисунка.
Картотека
«Правила
собственной
безопасности»
(
придуманных детьми
находится в группе.
Ценность: Милосердие
Предпросмотровое
задание:
Прием:
«Распаковка Дети
на
картинке
понятия» слово «Добро» отмечают
членов
своей семьи».
Прием
Отвечают на вопрос.
кинопедагогики:
«Озвучка»
(Заранее Почему иногда члены
выберите
подходящий семьи не понимают
эпизод, отключите звук и друг друга?
дайте детям задание Просмотровое
озвучить происходящее) задание:
Ответьте на вопрос .По
Технология
какому вопросу не
эффективной
социализации: «Через сошлись мнения членов
детей к родителям»
семьи.
18

Творческий
продукт,
социальная практика:
Книжка малышка детей
и
взрослых
«Как
слушать и слышать друг
друга»
Тема № 11
«Пусть мама
услышит»

Мультфильм:
«Мама для
мамонтёнка».

Ценность: Семья
Прием: «Верю-не верю»
Прием
кинопедагогики:
«Предсказание»
(До
просмотра
можно
сообщить
детям
о
название
художественного фильма
и задать детям вопрос:
«Как вы думаете, о чём
этот фильм?)
Творческий
продукт,
социальная практика:
подарок
для
мамы
фотоколлаж

Мультфильм:
«Галчонок»

Ценность: Человек
Прием:
«Дерево
эмоций»
Прием
кинопедагогики: «Что
дальше?»
(Остановите
просмотр на
«самом
интересном месте» и
спросите детей: «Что же
будет дальше?»).
Фасилитационная
практика:
«Карточки
Образов»
Творческий
продукт,
социальная практика:
Социальная
акция
«Накормите
птиц
зимой».

Мультфильм:
«Пирожок»

Ценности: Труд
Прием: «Притчинг»
Прием
кинопедагогики:
«Озвучка»
(Заранее

социальное

Тема № 12
«Ценность
дружбы»
патриотическое,
социальное

Тема № 13
«Как потопаешь,
так и
полопаешь»

19

Постпросмотровое
задание.
дети
и
взрослый
изготавливают книжку
малышку «Как слушать
и слышать друг друга.
От детей к взрослым».
Предпросмотровое
задание:
Дети играют в игру
«Животные
и
их
детеныши»,
только
герои перепутались.
Отвечают на вопрос:
«Как вы думаете, о чём
этот фильм?
Просмотровое
задание:
Кто помогал герою
искать маму?
Постпросмотровое
задание.
Чем
вы
можем помочь вашим
мамам?
Предпросмотровое
задание:
Беседа с детьми. Как
люди
заботятся
о
птицах.
Просмотровое
задание:
Дети описывают как
дедушка заботился о
галчонке.
Что разлучило их?
Какие
чувства
вы
испытали
при
просмотре? Приклейте
лист с эмоцией на
дерево эмоций.
Постпросмотровое
задание
Используя
практику
«Каточки образов» дети
подбирают картинки,
пишут,
рисуют
предугадывают жизнь
дедушки и галчонка в
будущем.
Предпросмотровое
задание:
Дети слушают притчу о
ценности хлеба. Беседа
с детьми. Как хлеб на

выберите
подходящий
эпизод, отключите звук и
дайте детям задание
озвучить происходящее).
Технология:
«Река
времени»
Творческий
продукт,
социальная практика:
Книжка малышка «Как
хлеб на стол пришел»

социальное,
трудовое

Тема № 14
«Что такое
забота?»
социальное,
духовнонравственное,
физическое и
оздоровительное

Мультфильм:
«Баба»

Ценность: Семья
Прием:
«Эмоциональный
якорь». Фото людей в
разные годы их жизни.
Прием
кинопедагогики: «Стоп
кадр»
«Назад
в
прошлое»
(После
просмотра
определённого
фрагмента дети отвечают
на вопрос: Как они
представляют
себе
прошлое
увиденных
персонажей?)
Технология:
«Осознанного
просмотра»
Творческий продукт,
социальная практика:
Творческая мастерская
« Рядышком с
бабушкой»

20

стол пришел».
Что такое труд? Что
помогает
добиться
результата?
Просмотровое
задание:
Посмотрите
и
запомните
работу
которую
выполняли
цыплята и курочка. Что
помогло им выполнить
работу?
Постпросмотровое
задание
Дети восстанавливают
ход событий «От зерен
до пирога» использую
сюжеты картинок из
мультфильма,
используя технологию
и отмечают те действия
, которые выполняли
герои.
Предпросмотровое
задание:
Дети
рассматривают
фото одной и той же
семьи в разное время.
Что
соединяет
настоящее, прошлое и
будущее.
Как меняются люди?
Зачем
нужны
фотографии?
Время
–
самый
ценный ресурс.
Просмотровое
задание:
В ходе просмотра дети
должны заметить, как
меняется
время,
бабушка,
природа.
Подтвердить фактами.
Постпросмотровое
задание
Окажите
знаки
внимания
и
позаботьтесь о своих
бабушках и дедушках.
Нарисуйте
картину,
которую
бы
вы
подарили
своим
близким.

Тема № 15
«Надо, надо
умываться»

Мультфильм
«Мойдодыр»

социальное,
физическое и
оздоровительное

Тема № 16
«Где живет
красота?»
патриотическое,
трудовое,
эстетическое

Мультфильм
«Подаренка»

Ценность: Здоровье
Прием: «Корзина идей».
Собираем
слова
о
здоровье.
Прием
кинопедагогики: «Без
картинки»
(Выберите
фрагмент
фильма,
который можно только
прослушать,
Объединённые в рабочие
группы дети становятся
актерами:
они
придумывают
и
инсценируют
событийный
ряд
эпизода, основываясь на
услышанном).
Технология
«Осознанного
просмотра»
Творческий
продукт,
социальная практика
Творческий
продукт
«Алгоритм
умывания
для малышей»
Ценности: Красота
Прием: «Две правды,
одна ложь»
Прием
кинопедагогики:
«Описание персонажей»
(Попросите
детей
выбрать
один
из
персонажей и за две
минутки
сформулировать
описание его внешности,
характера или каких-то
привычек, по которым
соседи должны будут
догадаться, кто был
прототипом).
Технология:
критического мышления
Прием: «ЗХУ»
Творческий
продукт,
социальная практика:
Картотека
«Правила
собственной
безопасности»
(
придуманные детьми)

21

Предпросмотровое
задание:
Какие предметы у меня
в корзинке
Для чего они нужны?
Для
чего
нужно
умываться?
Просмотровое
задание:
Объединённые
в
рабочие группы дети
становятся актерами:
они придумывают и
инсценируют
событийный
ряд
эпизода, основываясь
на услышанном).
Постпросмотровое
задание
Нарисуйте «Алгоритм
умывания
для
малышей»

Предпросмотровое
задание:
Детям
дается
три
высказывания, которые
подтверждают факты
из мультфильма. Один
из
них
ложный.
Определить какой?
Заполняем
таблицу
ЗХУ о знание
Просмотровое
задание:
Просматривая
мультфильм
находят
подтверждение
истинности
высказываний.
Постпросмотровое
задание
Дети
разрабатывают
правила безопасности в
форме рисунка.
Картотека
«Правила
собственной
безопасности»
(
придуманных детьми
находится в группе.

Тема № 17
«Что такое
честность?»

Мультфильм
«Честное слово»

Ценности: Родина
Прием
«Распаковка
понятия».
Слово
честность.
Прием кинопедагогики
«Описание героя.
Технология:
«Осознанного
просмотра»
Творческий
продукт,
социальная практика:
Коллаж «Пословицы и
поговорки о честности,
верности своему слову».

Мультфильм
«Дед мороз и
лето»

Ценности:. Дружба.
Прием кинопедагогики
«Что
дальше?»
(Остановите просмотр на
«самом
интересном
месте» и спросите детей:
«Что же будет дальше?»)
Технология:
«Осознанного
просмотра»
Творческий продукт,
социальная практика:
Рисунки на тему: «Как
спасали Деда мороза»

духовнонравственное,
социальное,
физическое и
оздоровительное

Тема № 18
«Спасение Деда
Мороз»
духовнонравственное,
социальное

Предпросмотровое
задание:
Дети
объясняют на
примерах, что такое
честность.
Просмотровое
задание:
Попросите детей за две
минутки
сформулировать
описание внешности,
характера
главного
героя.
Кто помог мальчику
сдержать обещание.
Постпросмотровое
задание
Подберите пословицы
и
поговорки
о
честности,
верности
своему слову»
Предсмотровое
задание:
Дети рассуждают на
тему «Почему Дед
мороз бывает только
зимой?
Просмотровое:
задание:
После
остановки
фильма,
дети
придумывают
свои
способы спасти Деда
Мороза
Постпросмотровое
задание:
Какой
поступок
совершили
герои
фильма?
Рисунок.

2.4. Планируемые результаты.
Планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как
обобщенные «портреты» ребенка к концу дошкольного возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы
не осуществляется, так как целевые программы не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей.
22

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения
освоения программы.
- у ребенка сформированы основные психофизические и нравственно-

волевые качества;
- ребенок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и
может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
- ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы
патриотизма в ходе ознакомлением с достижениями российского спорта;
- ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила
поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками;
- ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и
чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается
разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
- ребенок способен понимать свои переживания и причины их
возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор
социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать
свои ценностные ориентации;
- ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам
труда, другим людям и самому себе;
- у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой
деятельностью;
- ребенок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять
эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
- ребенок способен к осуществлению социальной навигации как
ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и
цифровом взаимодействии;
- ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со
взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в
соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми
умениями;
- ребенок обладает начальными знаниями о себе, собственной
принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных
традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях;
государстве и принадлежности к нему;
- ребенок имеет представление о жизни людей в России, имеет
некоторые представления о важных исторических событиях Отечества;
имеет представление о многообразии стран и народов мира;
- ребенок имеет сформированный познавательный интерес к природе,
осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны
природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
23

- ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных

видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной,
изобразительной, театрализованной деятельности;
- ребенок выражает интерес к культурным традициям народа в
процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает
начальными знаниями об искусстве;
- ребенок владеет умениями, навыками и средствами художественной
выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует
различные технические приемы в свободной художественной деятельности;
- ребенок участвует в создании индивидуальных и коллективных
творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и
развлечениям, художественных проектах;
- ребенок способен планировать свои действия, направленные на
достижение
конкретной
цели;
демонстрирует
сформированные
предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному
обучению.
2.5. Способы и формы определения результатов обучения.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы осуществляется по выбору педагогов
дошкольной организации (выставки, фестивали, развлечения, социальные
акции и т.д.).
Организации педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика в ДОО – это особый вид
профессиональной деятельности, позволяющий выявлять особенности и
динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных
индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной
программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и
организацию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на
изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений,
склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со
взрослыми и сверстниками.
Цель педагогической диагностики:
- определить степень реализации программных задач;
- выявить динамику:
- первоначальных
представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
- ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
- первичный опыт деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами
24

у ребенка старшего дошкольного возраста для выстраивания дальнейшей
работы.
Организация проведения педагогической диагностики.
Диагностика носит индивидуальный характер и проводится в группах
старшего дошкольного возраста детей 5-7 лет. Диагностика проводится
педагогам групп ДОО.
Рекомендуемое время проведения— 2 раза в год (октябрь, май):
⮚ октябрь - промежуточная диагностика развития ребенка;
⮚ май - итоговая диагностика развития ребёнка.
Мониторинг проводится в два этапа.
Первый этап — диагностический.
На этом этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой
документации.
Педагогическая диагностика
осуществляется с использованием
следующих методов:
⮚
этические беседы;
⮚
наблюдение за поведением ребёнка в самостоятельной и
свободной деятельности, в общении с взрослыми и сверстниками;
⮚
создание проблемных ситуаций;
⮚
анализ результатов продуктивной деятельности (рисование).
На основе анализа педагогической диагностики педагогом заполняется
аналитическая справка.
Второй этап — аналитико-обобщающий позволяет оценить динамику
достижений детей и эффективность реализации программы.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных
задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации
педагог выбирает самостоятельно.
Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может
являться карта развития ребенка.
Педагог может составить ее самостоятельно, отразив показатели
возрастного развития ребенка и критерии их оценивания. Фиксация данных
наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в
развитии ребенка на определенном возрастном этапе, а также
25

скорректировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных
особенностей развития ребенка и его потребностей.
.

26

3. ВОСПИТАНИЕ.

3.1.

Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации общей
целью воспитания является: развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм по- ведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2,
п. 2).
Задачи:
1.
Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций российской культуры; информирование детей,
организация общения между ними на содержательной основе целевых
ориентиров воспитания.
2.
Формирование и развитие личностного отношения детей к
духовно-нравственным ценностям, традициям российского народа, к
собственным нравственным позициям и этике поведения в обществе.
3.
Приобретение
детьми
опыта
поведения,
общения,
межличностных и социальных отношений в составе группы воспитанников
дошкольной организации, применение полученных знаний, организация
активностей детей, их ответственного поведения.
Для решения задач воспитания при реализации программы создается и
поддерживаются определённые условия физической безопасности,
комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации,
признания, самореализации, творчества.
Ценностно-целевую основу воспитания детей при реализации
программы составляют целевые ориентиры воспитания как ожидаемые
результаты воспитательной деятельности в процессе реализации
программы.

27

Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные
характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с
портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского
общества.
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения
освоения программы.
✔ освоивший
понятия
о
своей
российской
культурной
принадлежности (идентичности);
✔ испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье,
близким людям:
✔ принимающий традиционные духовно-нравственные ценности
российского народа, ценностей семьи и общества, способность к
нравственному поступку;
✔ испытывающий уважение к жизни, достоинству, свободе каждого
человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и
других людей), развитие физической активности:
✔ способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять
заботу; самостоятельно различающий основные отрицательные и
положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи
взрослого в ситуациях морального выбора;
✔ ориентируется на солидарность, взаимную помощь и поддержку,
особенно поддержку нуждающихся в помощи;
✔ испытывающий уважение к труду, результатам труда, уважения к
старшим;
✔ принимающий и осознающий ценности языка, литературы,
музыки, киноискусства, традиций, праздников народов России;
✔ проявляющий активность, самостоятельность, инициативность в
разных видах деятельности.
3.2. Формы и методы воспитания.
Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовнонравственных ценностей осуществляется в процессе, как в образовательной
деятельности, так и режимных моментах деятельности ДОО.
В программе подобраны виды, формы и методы воспитательной
деятельности, которые способствуют формированию и развитию у детей
индивидуальных способностей и способов деятельности, объективных
представлений о мире, окружающей действительности, внутренней
мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному
поведению.

28

Ключевой формой воспитания детей при реализации программы
является организация групповой занимательной образовательной
деятельность (занятие), на основе знакомства с мультфильмом и
использования технологии кинопедагогики «Осознанный просмотр».
В ходе занятий в соответствии содержанием программ воспитанники:
✔ усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
✔ получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются
и утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
✔ осознают себя способными к нравственному выбору;
✔ участвуют в освоении и формировании среды своего личностного
развития, творческой самореализации.
Дети старшего дошкольного возраста получают информацию о
достижениях в науке и культуре, о художественных произведениях,
киноискусстве, о традициях народного творчества, об исторических
событиях и т. д. — источник формирования у детей сферы интересов,
этических установок, личностных позиций и норм поведения.
Важно, чтобы дети совместно с родителями (законными
представителями) не только получали эти сведения от педагога, но и сами
осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д.
Продуктивная и творческая деятельность детей (рисование, лепка,
аппликация, конструирование, подготовка к конкурсам, фестивалям,
концертам, выставкам, в коллективных творческих делах и проч.)
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации,
формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в
которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию
умений в области постановки цели, планирования и рефлексии, укрепляет
внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные
качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность
к командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые события: концерты, конкурсы, соревнования, выставки
выступления, презентации проектов — способствуют закреплению
ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу
детей.
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ
наиболее наглядно проявляется в социальных проектах, благотворительных
и волонтёрских акциях, в экологической, патриотической, трудовой,
деятельности.
Так же программой предусмотрено проведение социальных практик, в
соответствии с возрастом детей, реализуемых в соответствии с тематикой
просмотренных фильмов.

29

Социальная практика - общественно полезное дело, позволяющее
проявить раскрываемое в фильме качество личности на практике,
инициированное детьми вместе с педагогами и родителями после
знакомства с понятием, просмотра фильма и обсуждения ситуаций и
поведения героев.
Цель социальных практик – создание условий для развития у детей
понимания и принятия ценности созидательных качеств личности,
формирования потребности в проявлении продуктивной социальной
активности.
В воспитательной деятельности с детьми по программе
используются методы воспитания:
⮚ метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
⮚ метод упражнений (приучения);
⮚ методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их
родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей детей старшего дошкольного возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного);
⮚ метод переключения в деятельности;
⮚ методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании;
⮚ методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
образовательной деятельности ДОО на основной материально -технической
базы реализации дополнительной программы в рамках организации
дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста в
соответствии с нормами и правилами работы ДОО.
Анализ
результатов
воспитания
проводится
в
процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к
педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
Оценка творческих работ и проектов экспертным сообществом
(педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние
эксперты и др.) с точки зрения достижения воспитательных результатов,
поскольку в индивидуальных творческих и исследовательских работах,
проектах неизбежно отражаются личностные результаты освоения
программы и личностные качества каждого ребёнка.

30

Так же оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов,
интервью, материалы рефлексии, родителей в процессе реализации
программы и после её завершения (итоговые исследования результатов
реализации программы за учебный период, учебный год).
В процессе и в итоге освоения программы дети демонстрируют
результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями,
культурными интересами и личными качествами (целеустремлённостью,
дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным
решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т. д.).
Педагог, родители (законные представители) детей и сами дети таким
образом получают свидетельства достижения задач воспитания, усвоения
нравственных ориентиров и ценностей в деятельности по данной
программе.
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития
качеств личности конкретного ребёнка, воспитанников, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив воспитанников:
что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур - опросов,
интервью — используются только в виде усреднённых и анонимных
данных.

31

4. Календарный план воспитательной работы.
№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Название
события

Форма
проведения

Сроки

2 неделя
Ярмарка даров
сентября
осени
«А у нас в огороде
выросла..»
3 неделя
Выставка
сентября
семейных
фотографий «Где
прячется красота
Социальная акция 1 неделя
«Челлендж добрых октября
дел»
3 неделя
Социальный
октября
ролик на тему
«Юные защитники
природы
Социальная акция 4 неделя
октября
«Помощь
ветеранам»
Социальная акция 4 неделя
«Накормите птиц
ноября
зимой».
2 неделя
Творческая
декабря
мастерская
« Рядышком с
бабушкой»

Представление
результатов

Ярмарка для
детей и
родителей в
ДОО
Фото
выставка

Фото- и
видеоматериалы с
события

Акция

Фото- и
видеоматериалы с
события
Фото- и
видеоматериалы с
события

Социальный
ролик
Социальная
акция
Социальная
акция
Творческая
мастерская

Фото- и
видеоматериалы с
события

Фото- и
видеоматериалы с
события
Фото- и
видеоматериалы с
события
Фото- и
видеоматериалы с
события

*** Педагог вправе добавить любое событие в план воспитательной
работы учитывая специфику работы своей образовательной организации.

32

4. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Методическое обеспечение программы.
Методическим
обеспечением
программы
является
каталог
мультипликационных фильмов, находящимся на электронном ресурс:
https://drive.google.com/drive/folders/1fwj0m72Iie6icUlT38iwDhKOVnV0gAp3?usp=sharing

Всю информацию о мультфильме вы найдете по активным ссылкам на
Википедии - свободной энциклопедии.
1. Мультфильм: «Козлёнок, который считал до десяти» — советский
короткометражный
кукольный
мультипликационный
фильм,
«Союзмультфильм», 1968 год. Автор Владимир Дегтярёв.
2. Мультфильм:
«Веселый
огород»,
советский
рисованный
мультипликационный фильм 1947 года, созданный на студии
«Союзмультфильм» режиссёром Владимиром Сутеевым.
3. Мультфильм: «Паровозик из Ромашкова», советский рисованный
мультипликационный фильм, снятый на киностудии «Союзмультфильм»
в 1967 году.
4. Мультфильм: «Варежка», советский кукольный мультипликационный
фильм
режиссёра
Романа
Качанова,
выпущенный
студией
«Союзмультфильм» 5 июня 1967 года.
5. Мульфильм
«Мешок
яблок»,
советский
рисованный
мультипликационный фильм 1974 год, режиссёром-мультипликатором
Витольдом Бордзиловским по сценарию Владимира Сутеева
6. Мультфильм: «Сказка про солдатскую дочку и волшебное пугало»,
киностудии "СНЕГА" Режиссер Е. Скаридов. 2007 год.
7. Мультфильм: «Сказка старого дуба», советский рисованный
мультипликационный фильм, режиссёр Ольга Ходатаева в 1948 году на
киностудии «Союзмультфильм».
8. Мультфильм: «Василек», советский рисованный мультипликационный
фильм, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1973 году.
9. Мультфильм: «Гора Самоцветов. Жихарка», 2006 году по мотивам
одноимённой русской уральской сказке. Режиссёр: Олег Ужинов.
10.Мультфильм: «Просто так», советский короткометражный рисованный
мультипликационный фильм 1976 года киностудии «Союзмультфильм».
11.Мультфильм: «Мама для мамонтёнка», советский рисованный
мультфильм 1981 года студии ТО «Экран».
12.Мультфильм: «Галчонок», 2019 страна Россия, Режиссер: Евгения
Олихвер
13.Мультфильм: «Пирожок», советский рисованный мультипликационный
фильм 1956 года, режиссёр Пётр Носов.
33

14.Мультфильм: «Баба», страна: Болгария Год: 2017, Режиссер Роза
Колчагова
15.Мультфильм «Мойдодыр», советский рисованный музыкальный
мультфильм 1954 года по одноимённой сказке Корнея Чуковского.
Режиссёр Иван Иванов-Вано снял новую цветную версию своего же
одноимённого мультфильма 1939 года.
16.Мультфильм «Подаренка», советский кукольный мультфильм 1978 года
по сказу Павла Бажова «Серебряное копытце». Мультфильм снят на
Свердловской киностудии на плёнке Казанского химзавода «Тасма» по
заказу Государственного комитета СССР по телевидению и
радиовещанию.
17.Мультфильм
«Честное
слово»,
советский
кукольный
мультипликационный фильм, снятый на студии «Экран» в 1978 году
режиссёром Марианной Новогрудской по мотивам одноимённого
рассказа Леонида Пантелеева.
18.Мультфильм «Дед мороз и лето», советский рисованный
мультипликационный фильм-сказка о том, как дети познакомили Деда
Мороза с летом.
Наличие
программы.
№
п.п.
1

2

информационно-методических

Наименование пособия, образовательного
ресурса
Онлайн–кинотеатра
«Ноль
Плюс»
https://zeroplus.tv/animation?types=cartoons&s
ubcatalog=true
Проект « Киноуроки в школах России и
мира» https://kinouroki.org/about

3

Электронная платформа АНО содействия
развитию
гуманитарного
образования
«КЛЕВЕР ЛАБ»
https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=1827

4

https://drive.google.com/drive/folders/1fwj0m7
2Iie6icUlT38iwDhKOVnV0gAp3?usp=sharing

условий

реализации

Область
применения
Образовательная
деятельность с
детьми
Образовательная
деятельность с
детьми
Образовательная
деятельность с
детьми

Образовательная
деятельность с
детьми

34

4.2. Наличие необходимых материально-технических условий для
реализации программы.
№ п.п. Перечень оборудования, инструментов и
материалов
1.
доска
школьного
типа
с
магнитной
поверхностью
2.
двухместные столы (по количеству детей)
3.
стулья, соответствующие ростовой группе
4.
проектор
5.
экран
6.
ноутбук
7.
демонстрационный и раздаточный материал к
занятиям

Количество
1
12
25
1
1
1

Характеристика помещений.
Для реализации программы необходимо использовать помещения
оборудованные для проведения образовательной деятельности детей
дошкольного возраста согласно требованиям СанПиН. Это может быть
помещение, групповой комнаты или музыкального зала. Допускается
проведения практической части занятий на прогулочном участке.
Программа
образовательных

предусматривает
применение
дистанционных
технологий
при
реализации
программы.

35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Александрова Н. С., Хмелькова Е. В. Формирование представлений
о нравственных ценностях у детей 6–7 лет в процессе исследовательский
деятельности // Вестник гуманитарного образования. 2017. № 2. С. 27–31.
URL: https: //elibrary.ru/ download/elibrary_29922499_40107705.
2. Алиева, Ш. Г. Морально-нравственное воспитание дошкольников /
Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №
3.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/moralno-nravstvennoevospitaniedoshkolnikov (дата обращения: 04.12.2021).
3. Баженова, Л. М. В мире экранных искусств: книга для учителей
начальных классов, воспитателей и родителей / Л. М. Баженова. – М., 2016
4. Баженова, Л. М. Медиаобразование младших школьников на
материале экранных искусств / Л. М. Баженова // Образовательные
технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование / под
ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. – М.:2018.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2010. – 400 с.
6. Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития
личности / Б.С. Братусь. – М., 2011. – 112 с.
7. .Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. –
8. М.: Эксмо, 2013. – 508 с.
9. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. Программа: учебно-методическое пособие. – СПб. 2018
10. Ситникова, О. В. Кинопедагогика как средство художественного
метода в педагогическом образовании / О. В. Ситникова // Вестник
Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. –
2020. – № 4. – С. 125-142
11.
Усов, Ю. Н. Экранные искусства – новый вид мышления /.
Журнал «Медиаобразование», № 2/2007
12.
Актуальные
ресурсы
кинопедагогики:
воспитание
и
образование : материалы Всероссийского круглого стола (с международным
участием) (Екатеринбург, март 2022 г.) / Уральский государственный
13.
педагогический университет; под научной редакцией Н. А.
Симбирцевой, А.К. Бернатоните. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.].
14.
Ильясов Д.Ф., Буров К.С., Севрюкова А.А., Селиванова Е.А.
Развитие готовности учителей общеобразовательных организаций к
использованию метода кинопедагогики// Современное педагогическое
образование. – 2020. - № 4. – с. 123 – 130

36

ГЛОССАРИЙ.
.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде .
Добро (доброта) – добродушие, доброжелательство, наклонность к
добру, как качество человека.
Зло ср. худое, лихое, худо, лихо; противоположное добро. Духовное
начало двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а
противоположно ко лжи; второе к добру (Благу) и к худу, ко злу.
Любовь - это сильное желание приносить радость, пользу и добро
любимому человеку; это когда человек счастлив, потому что может быть
рядом с любимым и помогать ему. Любить - значит, не думать о себе и
почти забыть о своих желаниях, быть готовым все доброе, красивое, лучшее
отдать своему любимому (жить для него). (М.А. Андреева. Философия для
детей. с.81)
Мультфильм, мультипликационный фильм (от слияния лат.
multiplicatio — умножение и англ. film — плёнка; разг. мультик), также
анимационный фильм — фильм, выполненный при помощи средств
мультипликации, то есть покадрового запечатления созданных художником
объёмных и плоских изображений или объектов предметно-реального мира
на кино- и видеоплёнке или на цифровых носителях.
Ответственный человек - тот, в ком сильно (развито) чувство долга.
Он всегда самостоятельно (без напоминаний и принуждения) старается
выполнить свой долг и обязанности перед другими. Благодаря своему
чувству долга и ответственности человек сам всеми силами хочет
поступать правильно, хорошо и красиво.
Педагогическое наблюдение – это специально организованное
педагогом восприятие педагогических явлений в естественных условиях.
Можно наблюдать протекание различных дел, ситуаций, возникающих в
образовательном процессе. Так как педагог сам является участником и
организатором педагогического процесса, то данный метод будет
называться включенным наблюдением
37

Поведение – образ, каким ведет себя человек; нравственный род
жизни, правила и поступки человека.
Последствия – следствие, все, чему есть причина; случай, явление,
обусловленное прошедшим.
Послушание - повиновение, покорность (книжн.). Определенная
обязанность, которую должен нести каждый монах (или послушник) в
монастыре, или работа, обязанность, выполняемая как искупление за
какую-нибудь вину (церк.). (Толковый словарь русского языка Д.Н.
Ушакова).
Почитание - чувство глубокого почтения, уважения к кому-либо,
чему-либо. (Словарь Ефремовой)
Простить - значит, перестать сердиться или обижаться на другого
человека, перестать его в чем-нибудь винить. Прощение помогает победить
злость и обиду, которые сильно вредят душе. (М.А. Андреева. Философия
для детей. с.119)
Совесть – это один из способов, которым душа учит человека
поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на
человека (крик души). (М.А. Андреева. Философия для детей. с.701)
Созидание – делать, созидать, творить или производить.
Сопереживание - это эмоциональная идентификация с другим
человеком, т.е. внутреннее переживание тех же эмоций, что испытывает
объект эмпатического отношения.
Сочувствие - более высокий уровень, характеризуется уже умением,
например, подойти к расстроенному ребенку и подбодрить, утешить его.
(Сострадательным человеком называют того, кто в трудную минуту
умеет пожалеть и посочувствовать другому (М.А. Андреева. Философия
для детей. с.111
Терпение - способность терпеть, сила, напряжение, с которыми ктонибудь терпит что-нибудь, настойчивость, упорство в каком-нибудь деле в
ожидании результатов, перемены. (Толковый словарь русского языка Д.Н.
Ушакова)
Традиционные ценности - это нравственные ориентиры,
формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения
к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской
идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие
гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление
в духовном, историческом и культурном развитии многонационального
народа России.
Уважением к людям называется такое отношение к ним, которое
основано на признании их заслуг, положительных качеств, достоинств,
38

права высказывать советы и т. п. (Толковый словарь Дмитриева)
Чувство долга - это когда человек изнутри чувствует и понимает, что
он должен (его долг и обязанность) сделать нужное и полезное для других.
Человека никто не заставляет поступать красиво, но чувство долга (из
сердца) подсказывает ему, что он должен и обязан сделать для других чтото важное, нужное и хорошее. (М.А. Андреева. Философия для детей.
с.130)

39

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».