1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1.Цели и задачи программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию организации образовательного процесса 1.2. Планируемые результаты освоения программы 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 1.4. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы 1.5. Возрастные особенности детей, учитываемые при составлении Программы 2. Содержательный раздел 2.1. Проектирование образовательного процесса 2.2. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2.2.1. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей первого года обучения (3-4 лет) 2.2.2. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей второго года обучения (5-7 лет) 2.3. Мониторинг уровня музыкально-двигательного развития ребенка 2.4. Циклограмма деятельности. 2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 3.2. Программно-методическое обеспечение 1. Целевой раздел 2 1.1. Пояснительная записка Программа по хореографии является неотъемлемой частью адаптированной основной общеобразовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад компенсирующего вида № 569». Нормативно-правовой и документальной основой рабочей программы являются: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года; Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка деятельности по организации основным и осуществления общеобразовательным образовательной программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1-3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»; Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ); Устав МАДОУ № 569; Лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 569; 3 Программа по хореографии разработана с учетом следующих парциальных программ: 1. А.И. Буренина. Авторская программа по хореографии «Ритмическая мозаика». Программа предусмотрена для детей от 3 до 7 лет основной группы здоровья. Программа адаптирована к условиям дошкольной организации. Цель: формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности в условиях сюжетно-игровых занятий. Задачи: • формирование и развитие музыкально-ритмических способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста; • укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; • развитие физических, интеллектуальных, социальных, нравственных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для их гармоничного развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка. 2. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. «Са-Фи-Дансе Танцевальноигровая гимнастика для детей». Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. Программа рассчитана на один год обучения, реализуется в форме кружковой работы, кружок по ритмике охватывает детей (5-7 лет) старшей и подготовительной группы. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. 4 Направленность программы – оздоровительно-развивающая Обучение детей по данной рабочей программе, предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей. Если образовательное учреждение может предоставить своим воспитанникам возможность приобщения к прекрасному миру танца, то детство, обогащённое соприкосновением с этим светлым и радостным искусством, позволит детям расти и развиваться не только физически, но и духовно. Актуальность программы: Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая возрастные особенности детей, их запросы и интересы занятия хореографией проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех 5 необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований Программы. 1.1.1.Цели и задачи программы Цель программы: формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности в условиях сюжетно-игровых занятий. Приоритетные задачи реализации программы: — расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса; — умение отмечать в движении сильную долю такта, простейший ритмический рисунок; — через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки; — умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и музыкальными фразами; — развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности и точности движений; — умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой; — координация и укрепление опорно-двигательного аппарата; — приобщение к совместному движению с педагогом; — воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем создания положительного эмоционального настроя; — психологическое раскрепощение ребенка; — воспитание умения работать в паре, коллективе; — понимать и исполнять ритмические движения, названия которых даются педагогом на французском языке. Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения. 6 1.1.2. Принципы и подходы к формированию организации образовательного процесса Принципы: • индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка); • систематичности (непрерывность и регулярность занятий); • наглядности (безукоризненный показ движений педагогом); • повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков); • сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям). Методические приемы: Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире. Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой. Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания. Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка. Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения. 7 Отличительные особенности программы: Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах: — развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев); — формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений; — формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца; — формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления. Возраст детей: Данная программа рассчитана на два этапа обучения. Один и тот же учебный материал для различного возраста обучаемых и на разных годах обучения может использоваться в различных пропорциях. 1 год обучения: 3-4 года 2 год обучения: 5-7 лет Сроки реализации программы: Программа предназначена для обучения детей 3 – 7 лет и рассчитана на два учебных года. Этот период можно определить как первый этап в освоении азов ритмики, азбуки классического, русского и бального танцев. Долгосрочность освоения программы определяется: — постепенным характером формирования физического аппарата ребенка для освоения и в связи с этим постепенное усложнение 8 образовательной программы; — процессами психического развития ребенка; — большим объемом материала, многопредметностью; — групповым характером освоения программы и предъявления образовательного результата. Занятия проводятсяодин раз в неделю. Длительность занятий во второй младшей группе – 15 минут; в средней группе – 20 минут; в старшей группе – 25 минут; в подготовительной группе – 30 минут. 1.2. Планируемые результаты освоения программы 1. Укрепление здоровья детей и их физическое развитие: • Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные: • ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка"; • вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением; • бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег; • прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед; • различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др. Общеразвивающие упражнения: • на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); • упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног. Имитационные движения: • различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный 9 детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — "в воде", "в воздухе" и т.д.). Плясовые движения: • элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, • сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др. 2. Социально-коммуникативное развитие личности: • воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике; • формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения); • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д. 3. Художественно-эстетическое развитие: • воспитание интереса и любви к. музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал; • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями; • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании; • развитие умения передавать основные средства музыкальной 10 выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3частную формупроизведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо; • развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец);песня (песня-марш, песня-танец и др.),марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях; • развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации; • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ; • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. 4. Развитие и тренировка психических процессов: • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам; • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.); • развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и.т.д. 5. Развитие умений ориентироваться в пространстве: 11 • кругом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.). 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы. принцип сознательности и активности — обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность. принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение навыков и умений в определенном порядке, системе; принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки и движений; принцип наглядности — ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный; принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкально-двигательной деятельности, их органическую взаимосвязь. 1.4.Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы 1. Дети знают о назначении отдельных упражнений хореографии. 2. Желают двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ. 3. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; ставить ногу на носок и на пятку. 4. Умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах. 5. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. 6. Умеют выполнять простейшие двигательные задания творческие игры, специальные задания, используют разнообразные движения в импровизации под музыку. 12 7. Дети выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под музыку. 8. Умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности. 9. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. 10.Выполняют танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд; шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд. 11.Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. 12.Выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, цветами). Занимающиеся дети могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально – подвижных игр. Выразительно исполняют движения под музыку, могут передать свой опыт младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений. Ожидаемые результаты Обучая дошкольников по данной программе, к концу года мы добиваемся следующих результатов: Первый год обучения. У детей формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Дети владеют умением двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши. Могут выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно). Дети владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут 13 передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку. Второй год обучения. Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, народные, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения. Главный ожидаемый результат: овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия хореографией после освоения программы. Первый год обучения - у детей формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки. Приоритетные задачи: • умение выполнять самостоятельно (без показа, по словесной инструкции педагога) упражнения; • совершенствовать навыки ориентировки в пространстве; • учить самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки; • знакомить с особенностями национальных танцев; • стимулировать формирование танцевальных навыков и умений; психических процессов: мышления, воображения; фантазии и импровизации. 14 Второй год обучения В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная современная и танцевальная музыка, но и некоторые классические произведения. Приоритетные задачи: — развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений умение импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. 1.5. Возрастные особенности детей, учитываемые при составлении Программы Дети третьего - четвертого года жизни отличаются любознательностью в этом возрасте у детей появляется возможность выполнять менее сложные по координации движения. Возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями. Дети четвертого- пятого года жизни отличаются высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах их жизни. Дети среднего дошкольного возраста значительно более развиты физически. Их движения увереннее и разнообразнее. В средней группе важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Дети пятого- шестого года жизни отличаются активизацией ростового процесса: изменяются пропорции тела, совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности, заметно улучшается координация и равновесие. У детей активно развиваются крупные 15 мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Необходимо больше внимания уделять развитию мелкой моторики. Движения детей шестого- седьмого года жизни отличаются достаточной скоординированностью и точностью. Дети лучше ориентируются в пространстве, хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Заметно увеличилось проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр. 16 2. Содержательный раздел Занятия составляются согласно педагогическим принципам, по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям воспитанников. Учебный материал в них распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть занятия занимает от 5 до 15% общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка — его центральную нервную систему, различные функции — к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Для решения задач этой части используются следующие средства: игрогимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); игроритмика, музыкально-подвижные игры малой интенсивности, игры на внимание, игротанцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы). Основная часть занятия длится от 70% до 85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и др. В основную часть могут входить все средства танцевально-игровой гимнастики: ритмические, акробатические, танцевальные упражнения, игропластика, креативная гимнастика и др. Заключительная часть длится от 3% до 7% общего времени занятия. Используются упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные упражнения, игровой самомассаж. Это создает условия для постепенного перехода от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. 17 2.1. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2.1.1. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей первого года обучения (3-4 лет) В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. Развитие музыкальности: воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх; обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков («Детский альбом» П.Чайковского, «Бирюльки» М. Майкапара); развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.); развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3 частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями; развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове. Развитие двигательных качеств и умений 18 Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные: ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках; бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки», «Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по «горячему песку»); прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки; общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений; имитационные движения разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения. плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов. Развитие творческих способностей: воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку; формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку; развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ. Развитие и тренировка психических процессов: 19 развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию; развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.; тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах; развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности: воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике; формирование чувства такта; воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д. Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку. Комплексно – тематическое планирование 20 месяц 1 неделя Н Т Я Б Р Занятие 1. Вводное занятие. Диагностика уровня музыкальнодвигательных способностей детей на начало года. Ь О К Т Я Б Р Ь Н О 3 неделя 4 неделя Занятие 3. 1. Разминка. Занятие 4. 1. Разминка. 2. Дыхательная гимнастика «Ладошки». 2. Дыхательная гимнастика «Ладошки». 3. Игровой стретчинг «Качалочка», «Лодочка». 3. Игровой стретчинг «Качалочка», «Лодочка». 4. Музыкальноритмическая композиция «Марш» 4. Музыкальноритмическая композиция «Марш» Г. Свиридова. Г. Свиридова. 5. Музыкальная игра «Заинька-зайка» С.Насауленко. 5. Музыкальная игра «Заинька-зайка» С.Насауленко. 6. Игровой самомассаж, релаксация. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 7. 1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и пятках). Занятие 8. 1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и пятках). 2. Дыхательная гимнастика «Погончики». 2. Дыхательная гимнастика «Погончики». 2. Дыхательная гимнастика «Погончики» 3. Игровой стретчинг «Кошечка», «Достань мяч». 3. Игровой стретчинг «Кошечка», «Достань мяч». 3. Игровой стретчинг «Кошечка», «Достань мяч» 4. Музыкальноритмическая композиция «Цыплята» азерб.нар.мел. 4. Музыкальноритмическая композиция «Цыплята» азерб.нар.мел. 5. Музыкальная игра «Курочки и петушок» С.Насауленко. 5. Музыкальная игра «Курочки и петушок» С.Насауленко. 6. Игровой самомассаж, релаксация. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 11. 1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп). Занятие 12. 1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп). Занятие 2. 1. Разминка. С Е 2 неделя 2. Дыхательная гимнастика «Ладошки». 3. Игровой стретчинг «Качалочка», «Лодочка». 4. Музыкальноритмическая композиция «Марш» Г. Свиридова. 5. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 5. 1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и пятках). 2. Дыхательная гимнастика «Погончики». 3. Игровой стретчинг «Кошечка», «Достань мяч». Занятие 9. 1. Разминка (шаг с носка, прямой Занятие 6. 1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и пятках) 4. Музыкальноритмическая композиция «Цыплята» азерб.нар.мел. Занятие 10. 1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп). 21 Я галоп). Б 2. Дыхательная гимнастика «Насос». Р Ь Д Е К А Б Р Ь Я Н В А Р Ь 3. Игровой стретчинг «Колобок», «Паровозик». 2. Дыхательная гимнастика «Насос». 2. Дыхательная гимнастика «Насос». 2. Дыхательная гимнастика «Насос». 3. Игровой стретчинг «Колобок»«Паровозик» 3. Игровой стретчинг «Колобок»«Паровозик» 3. Игровой стретчинг «Колобок»«Паровозик» 4. Музыкальноритмическая композиция 4. Музыкальноритмическая композиция 4. Музыкальноритмическая композиция «Чунга-Чанга» «Чунга-Чанга» «Чунга-Чанга» В. Шаинского. В. Шаинского. В. Шаинского. 5. Музыкальная игра «Обезьянки и тигр» С.Насауленко 5. Музыкальная игра «Обезьянки и тигр» С.Насауленко 6. Игровой самомассаж, релаксация. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 15. Подготовка к контрольному итоговому занятию. Занятие 16. Итоговое контрольное занятие. Занятие 19. 1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп). Занятие 20. 1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп). 2. Дыхательная гимнастика «Погреемся». 2. Дыхательная гимнастика «Погреемся». 3. Игровой стретчинг «Растяжка ног», «Карусель». 3. Игровой стретчинг «Растяжка ног», «Карусель». 4. Музыкальноритмическая композиция 4. Музыкальноритмическая композиция «Куклы и Мишки» «Куклы и Мишки» Д. Кабалевского . Д. Кабалевского . 5. Музыкальная игра «Медведь и пчелы» С. 5. Музыкальная игра «Медведь и пчелы» С. Занятие 13. 1. Разминка. 2. Дыхательная гимнастика. 3. Партерная гимнастика. 4. Исполнение музыкальноритмических композиций по желанию детей. Занятие 17. 1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп). 2. Дыхательная гимнастика «Погреемся». 3. Игровой стретчинг «Растяжка ног», «Карусель». 4. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 14. Подготовка к контрольному итоговому занятию. Занятие 18. 1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп). 2. Дыхательная гимнастика «Погреемся». 3. Игровой стретчинг «Растяжка ног», «Карусель». 4. Музыкальноритмическая композиция «Куклы и Мишки» Д. Кабалевского. 5. Игровой самомассаж, 22 релаксация. Ф Е В Р Занятие 21. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки). 2. Дыхательная гимнастика «Кошка». А 3. Музыкальноритмическая композиция Л «Танцуйте сидя» Ь Б. Савельева. 4. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 25. 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки). М 2. Дыхательная гимнастика «Обними плечи». А Р Т 3. Игровой стретчинг «Корзиночка». 4. Музыкальноритмическая композиция «Найди себе пару» М. Спадавеккиа. Занятие 22. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки). 2. Дыхательная гимнастика «Кошка». 3. Игровой стретчинг «Коробочка». 4. Музыкальноритмическая композиция «Танцуйте сидя» 5. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 26. 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки). 2. Дыхательная гимнастика «Обними плечи». 3. Игровой стретчинг «Корзиночка». 4. Музыкальноритмическая композиция «Найди себе пару» М. Спадавеккиа. 5. Музыкальная игра «Аист и лягушки» С. Насауленко. Насауленко. Насауленко. 6. Игровой самомассаж, релаксация. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 23. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки). Занятие 24. 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки). 2. Дыхательная гимнастика «Кошка». 2. Дыхательная гимнастика «Кошка». 3. Игровой стретчинг «Коробочка» . 3. Игровой стретчинг «Коробочка» . 4. Музыкальноритмическая композиция 4. Музыкальноритмическая композиция «Танцуйте сидя» «Танцуйте сидя» Б. Савельева. Б. Савельева. 5. Музыкальная игра «Медведь и пчелы» 5. Музыкальная игра «Медведь и пчелы» С. Насауленко. С. Насауленко. 6. Игровой самомассаж, релаксация. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 27. 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки). Занятие 28. 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки). 2. Дыхательная гимнастика «Обними плечи». 2. Дыхательная гимнастика «Обними плечи». 3. Игровой стретчинг «Корзиночка». 3. Игровой стретчинг «Корзиночка». 4. Музыкальноритмическая композиция «Найди себе пару» 4. Музыкальноритмическая композиция «Найди себе пару» М. Спадавеккиа. М. Спадавеккиа. 5. Музыкальная игра «Аист и лягушки» 5. Музыкальная игра «Аист и лягушки» С. Насауленко. С. Насауленко. 6. Игровой 6. Игровой 23 А П Р Е Л Ь М А Й Занятие 29. 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки). 2. Дыхательная гимнастика «Ушки». 3. Игровой стретчинг «Березка», «Мостик». 4. Музыкальноритмическая композиция «Песенка о лете» Е. Крылатова. Занятие 33. Подготовка к контрольному итоговому занятию. Занятие 30. 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки). 2. Дыхательная гимнастика «Ушки». 3. Игровой стретчинг «Березка», «Мостик». 4. Музыкальноритмическая композиция «Песенка о лете» Е. Крылатова. Занятие 34. Подготовка к контрольному итоговому занятию. самомассаж, релаксация. самомассаж, релаксация. Занятие 31. 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки). Занятие 32. 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки). 2. Дыхательная гимнастика «Ушки». 2. Дыхательная гимнастика «Ушки». 3. Игровой стретчинг «Березка», «Мостик». 3. Игровой стретчинг «Березка», «Мостик». 4. Музыкальноритмическая композиция «Песенка о лете» Е. Крылатова. 4. Музыкальноритмическая композиция «Песенка о лете» Е. Крылатова. 5. Музыкальная игра «Барашки и волк» 5. Музыкальная игра «Барашки и волк» С. Насауленко. С. Насауленко. 6. Игровой самомассаж, релаксация. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 35. Итоговое контрольное занятие. Занятие 36. Диагностика уровня музыкальнодвигательных способностей детей. Итого: 36 часов 2.2.2. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 5 – 7 лет В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения. 24 Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. Развитие музыкальности: воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал; обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями; развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании; развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо; развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня ( песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях. Развитие двигательных качеств и умений Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные: ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением замедлением; бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег; 25 прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.; общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног; имитационные движения - различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.); плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.). Развитие творческих способностей: Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации; формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ; развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. Развитие и тренировка психических процессов: -тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам; 26 -развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.; -развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде». Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности: воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам; воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми; воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр); воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д. Показатели уровня развития детей: выразительность исполнения движений под музыку; умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности; освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений; умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми; способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений; точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях. 27 месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя С Е Н Т Я Б Р Занятие 1. Вводное занятие. Диагностик а уровня музыкальнодвигательных способностей детей на начало года. Занятие 2. Тема «Бальный танец» - Рассказать о современных бальных танцах – румба, танго, фокстрот, квик-степ, чача-ча, самба. Танец «Вальс» Е. Доги. Занятие 3. Движения рук: port de bras. Движения ног: relleve; demi – plie. Танец «Вальс» Е. Доги. Занятие 4. Движения ног: Вальс: par вальса (по одному, по парам); par balance (на месте, с продвижением вперед, назад. Танец «Вальс» Е. Доги. Ь О К Т Я Б Р Ь Занятие 5. Тема «Классический танец». - Познакомить детей с понятием «классический танец». –Раскрыть содержание термина «балет», показать фото и видеоматериалы из балетного спектакля. Движения ног: battement tendu, passé. Музыкальноритмическая композиция под музыку Вивальди» Занятие 6. Движения рук: port de bras. Движения ног: releve. Музыкальноритмическая композиция под музыку Вивальди» Занятие 7. Движения ног: demi-plie. Движение рук: port de bras. Музыкальноритмическая композиция под музыку Вивальди» Занятие 8. Итоговое занятие «Золотая осень». С. Никитин. С. Никитин. С. Никитин. Н О Я Б Занятие 9. Тема «Историкобытовой танец» - Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев: гавот, мазурка. Р Занятие 10. Движение ног: pas eleve. Движение рук: port de bras. «Танец Придворных» Л. Боккерини. Движение рук: port de bras. «Танец Придворных» Л. Боккерини. Ь Д Занятие 11. Движение ног: pas degage. Занятие 13. Тема «Современный Занятие 14. «Новогодний карнавал» Занятие 15. «Новогодний Занятие 12. Движение ног: pas balance. Движение рук: port de bras. «Танец Придворных» Л. Боккерини. Занятие 16. Итоговое занятие 28 Е К А Б Р Ь танец». - Познакомить детей с различными направлениями в современной хореографии: хипхоп, брейк, диско, рок-н-ролл, фристайл. Ассоль. карнавал» Ассоль. «Новогодний карнавал». «Новогодний карнавал» Ассоль. Занятие 19. Движения ног: Я Н В А Р Занятие 17. Тема «Танцы народов мира». - Познакомить детей с особенностями национальных культур. Занятие 18. Движения ног: поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или ребро каблука на месте и с отходом назад, «веревочка». Ь прыжок с поджатыми; (мальчики): присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком). Движения в паре: соскок на две ноги лицом друг другу. Занятие 20. Движения ног: пружинящий шаг под ручку по кругу; (мальчики): присядка по 6 позиции с выносом ноги вперед на всю стопу. «Кадриль» В. Теплов. «Кадриль» В. Теплов. Занятие 23. Движения ног: Ф Е В Р А Занятие 21. Тема «Русский народный танец». - Рассказать о разнообразии характерных образов в русских народных танцах. Л Занятие 22. Упражнения на ориентировку в пространстве:«карусель », «воротца». «Кадриль» В. Теплов. Ь (мальчики): одинарные удары ладонями по внутренней или внешней стороне голени с продвижением вперед и назад. Движения ног: (девочки): вращение на полупальцах; Занятие 24. Движения ног: кадрильный шаг с каблука,«ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук). «Кадриль» В. Теплов. (мальчики): «гусиный шаг». М Занятие 25. Тема «Испанский танец» Занятие 26. Разучивание элементов Занятие 27. Разучивание элементов Занятие 28. Разучивание элементов 29 А Р Т - Рассказать детям об особенностях испанской культуры, характере и манере исполнения народных танцев. испанского танца. испанского танца. Занятие 30. Разучивание элементов цыганского танца. Занятие 31. Разучивание элементов цыганского танца. Занятие 34. Диагностика уровня музыкальнодвигательных способностей детей. Занятие 35. Подготовка к итоговому занятию. испанского танца. - Показать фотоматериалы костюмов и видеоматериал с испанским народным танцем. А П Р Е Л Ь Занятие 29. Тема «Цыганский танец». - Рассказать детям об особенностях цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев. М А Й Занятие 33. Тема «Путешествие по странам». Занятие 32. Итоговое занятие «Весна стучится в окна» Занятие 36. Итоговое открытое занятие «Здравствуй, лето!». Итого: 36 часов 2.3. Мониторинг уровня музыкально-двигательного развития ребенка - Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания: Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот. Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот). Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот. 3 балла - правильное одновременное выполнение движений. 2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа. 30 1 балл - неверное выполнение движений. - Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п. 3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ. 2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. 1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации; - Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется. Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед). Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами. 3см и меньше – низкий уровень (1 балл). 4-7см – средний уровень (2 балла) 8-11см – высокий уровень (3 балла). Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад). 31 Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки. 3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад. 2 балл – средняя подвижность позвоночника. 1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения. - Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога). Упражнение «Кто из лесу вышел?» После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки). Упражнение «Заведи мотор». Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой). Упражнение «Страусы». Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков). 3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику) 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда. 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. 32 - Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3). Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка». - Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания. Упражнения с ладошками. Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки. Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой. 1. 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза). 2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения). 3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши. 4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением). 1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. 33 2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком. 3 балла – точно передает ритмический рисунок. Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности. Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок. Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений. Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения. 2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы Формы, способы, методы и средства реализации Программы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, 34 специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности. При реализации образовательной Программы педагог: • продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка; • определяет единые для всех детей правила сосуществованиия детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать; • соблюдает гумманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы; • осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю», «Научи меня, помоги мне сделать это»; • сочетает совместную с ребенком детельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей; • ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и преставления о мире; • создает развивающую предметно-пространственную среду; • наблюдает как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей; • сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей. Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная - Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Групповая - Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом, содержанием может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, 35 простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. Методы эстетического воспитания: • Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания. • Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире. • Метод эстетического убеждения • Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре). • Метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса. • Метод разнообразной художественной практики. • Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками). • Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности. • Метод эвристических и поисковых ситуаций. Методы музыкального развития: • Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений. • Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах. • Словесно-слуховой: пение. • Слуховой:слушание музыки. • Игровой: музыкальные игры. • Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий. 3.Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы Материально-технические условия по реализации образовательной программы соответствуют: 1) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; 36 2) правилам пожарной безопасности; 3) требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом индивидуальными особенностями развития детей; 4) оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой; 5) требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно- методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). Работа по материально-техническому обеспечению планируется в годовом плане, отражена в соглашении по охране труда. Все занятия проходят в музыкальном зале. Материалы и оборудование: 1. Музыкальный зал. 2. Зеркала. 4. Костюмы для танцев. 5. Атрибуты к танцам. 6. Диски. 7. Видеозаписи. 8. Интернет ресурсы (сайт «Современная детская музыка») 9. Нотная литература. 10. Иллюстрации. 11. Дидактические игры. 3.2. Программно-методическое обеспечение 1. А.И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет.- С-Пб: «Аничков мост», 2015, - 196 с. 2. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. «Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. ФГОС».- С-Пб: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2016, 352с. 11. Е. Н. Арсенина Музыкальные занятия . старшая группа, издание Учитель-2015 17. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. 18. М. М. Борисова « Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. 3.3. Циклограмма деятельности. 1 группа 2 группа Вторник 16.15-16.35 Вторник 15.40 – 16.10 37 3.4. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала. В музыкальном зале проводятся музыкальные занятия, театрализованные развлечения, праздники, творческие встречи с родителями, семейные праздники, различные мероприятия с педагогами детского сада и города. Для организации учебно-воспитательной работы в зале есть фортепиано, детские музыкальные инструменты, технические средства обучения: музыкальный центр, DVD-плеер, различные пособия для занятий: фонотека, методическая литература, дидактические музыкальные игры, иллюстративный материал. 38