Программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности изостудия Акварелька

1. Целевой раздел
Основанием для разработки дополнительной образовательной программы
послужили:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
"Об образовании в Российской Федерации".
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г.
№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного
образования».
•
Постановление Главного государственного врача РФ от
15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1-3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных
организаций».
 ФГОС ДО, утвержденный Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 17 октября 2013 г. N 1155.
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным образовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования утверждён Приказом
Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014.
 Лицензия на право осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам дошкольного образования.
 Устав МАДОУ.
 Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования МАДОУ № 569.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных
задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное
для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная

деятельность способствует активному познанию окружающего
воспитанию

способности

творчески

отражать

свои

мира,

впечатления

в

графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство
является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка
чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Новизной и отличительной особенностью программы «Акварелька» по
нетрадиционным
инновационный
нетрадиционные

техникам

рисования

характер, так
методы

и

как

в

является
системе

способы

то,

что

работы

развития

она

имеет

используются

творчества

детей:

кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки,
пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик,
тампонированием
природные

и

др. Используются

самодельные

инструменты,

и бросовые материалы для нетрадиционного рисования.

Нетрадиционное

рисование

доставляет

детям

множество

положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных
материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить
фантазию, творчество
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не
утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким
интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.

Цели и задачи реализации Программы

Направленность дополнительной образовательной программы изо
- студии «Акварелька».
Данная программа направлена на художественно - эстетическое
развитие детей средствами театрально-игровой деятельности:
-соответствует принципу развивающего образования, целью которого
является художественно - эстетическое развитие ребенка;
-сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики);
-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые
имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей
дошкольного возраста;
Важнейшим

условием

эффективности

программы

является

определение ее ценностных ориентиров.
Новизна,

актуальность

и

педагогическая

целесообразность

программы.
Социально-экономические

преобразования

в

обществе

диктуют

необходимость формирования творчески активной личности, обладающей
способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные
проблемы.
Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми
новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без
воображения. Занятия в изостудии позволяют развивать у детей не только
художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе
рисования.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает

необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному
искусству.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует
воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость,

чувство

взаимопомощи,

дает

возможность

творческой

самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через
искусство приобщить детей к творчеству.
Цель программы - развитие у детей художественно-творческих
способностей,
формирование

посредством

нетрадиционных

эмоционально-чувственного

техник

рисования и

внутреннего

мира. В

увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и
способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии,
воображения.
Основные задачи программы:


Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание
действовать с ними.



Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности
то, что для них интересно или эмоционально значимо.



Обучать

приемам

нетрадиционных

техник

рисования

и

способам

изображения с использованием различных материалов.


Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными
художественными материалами и инструментами.



Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям,
сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и
эстетического наслаждения.



Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии,
смелости в изложении собственных замыслов.



Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми
овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.



Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с
использованием различных изоматериалов.



Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания
цветов.



Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников
через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;



Развивать

у

детей

навыки

самоанализа,

необходимые

для

оценки

собственных работ.


Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

Особенности развития дошкольника с нарушением зрения.
Деятельность
Для детей с нарушением зрения характерно замедленное формирование
различных форм деятельности в основном в исполнительной ее части, т.к.
двигательная сфера детей с нарушением зрения является наиболее близкой к
дефекту и его влияние на двигательные акты оказывается наибольшим.
Отмечается также замедленный темп формирования предметных действий,
трудности переноса их в самостоятельную деятельность, наблюдается
расхождение между пониманием функционального назначения предмета и
возможностью выполнить конкретное действие в предметом. Это меняет
мотивационно-потребностные сферы ведущей детской деятельности - игры,
которая

без

специального

обучения

со

стороны

взрослых

носит

недостаточный характер. В связи с этим активная и развивающая роль
ведущей деятельности дошкольников - игровой - затягивается во времени и
характеризуется бедностью сюжета и содержания игры, схематизмом

игровых и практических действий. Несколько длительнее формируется и
учебная деятельность.
Внимание
Сокращение

количества

и

разнообразия

внешних

впечатлений

оказывает отрицательное влияние на формирования качеств внимания.
Замедленность

процесса восприятия сказывается на темпе переключения

внимания; неполнота и фрагментарность образов - на снижении объема,
устойчивости и внимания, то есть практически все качества внимания, такие
как: активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность
(внешнее и внутреннее), его широта (объем, распределение), переключение
(трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая),
устойчивость (устойчивое или неустойчивое) также оказываются под
влиянием нарушения зрения.
На человека

непрерывно действует много предметов и явлений,

обладающих разными свойствами. Из всего этого в каждый момент явно
воспринимается им только немногое. Всё остальное или вовсе не замечается,
или

подмечается

смутно,

неопределённо.

Внимание

не

является

самостоятельным психическим процессом, а потому проявляется внутри
ощущений, восприятий, памяти, мышления, и других процессах, как
сосредоточенность, направленность на каком-либо определённом предмете,
явлении.
Включение

внимания

в

тот

или

иной

психический

процесс

существенно изменяет его, превращает в направленную деятельность.
Внимание может быть произвольным и непроизвольным.
Важным источником непроизвольного внимания является новизна предмета.
Новое всегда служит объектом внимания.
У дошкольников преобладающим является непроизвольное внимание,
в большей мере зависящее от интереса к работе, от наглядности

преподавания, от воздействия того, что слышит ученик в классе. У детей с
нарушением зрения

больше развито слуховое, зрительное моторное

непроизвольное внимание.
Произвольное зрительное внимание, его интенсивность и концентрация
при выполнении какой-либо деятельности слабовидящими детьми не всегда
устойчивы. Зрительная и общая утомляемость наступает гораздо быстрее,
чем у нормально видящих детей. Поэтому важным условием формирования
произвольного внимания является правильная и чёткая

организация

образовательного процесса, смена видов деятельности, проведение пауз для
снятия зрительного напряжения.
Живое, яркое, логическое изложение

материала, использование

наглядных средств мобилизуют внимание детей и способствуют усвоению
материала. При нарушенном зрении главным условием развития внимания
является

активное участие детей в любом виде деятельности: игровой,

учебной, трудовой, умственной и т. д., именно в деятельности формируется
адекватное отражение действительного мира.
Зрительное восприятие
Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения
находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и
характера поражения зрения. Искаженное сенсорное отражение признаков
предметов и изображений влияет на формирование зрительных образов и
опознавательный этап восприятия. Нарушение механизмов восприятия, в
свою очередь, сказывается на развитии несенсорных психических функций:
наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа,
синтеза, обобщения и категоризации.

Пространственная ориентировка

Процесс

отражения

пространства

и

ориентировки

в

нем

у

дошкольников происходит от диффузного, нерасчлененного восприятия с
выделением

отдельных

объектов

вне

пространственных

связей

к

постепенному вычленению, а затем и интегрированию, сближению рядом
находящихся, и далее целостному дискретно-непрерывному пониманию
пространства. В развитии пространственных представлений у нормально
видящих

детей

дошкольного

возраста

лежит

непосредственный

практический опыт. От того, насколько точно воспринимает ребенок
окружающий мир, как он в нем действует, зависит точность и адекватность
его представлений об этом мире.
Ограничение потока информации, поступающего через поврежденный
зрительный анализатор, побуждает ребенка приобретать этот опыт на основе
действия других анализаторов. Однако этого оказывается недостаточно, так
как роль зрения в восприятии пространства является главенствующей.
Особая роль зрения проявляется в выделении монокулярных (линейная
перспектива,

величина

предметов)

и

бинокулярных

(удаленность,

стереоскопия, объемность пространства, местоположение объекта) признаков
пространства. Таким образом, несовершенное зрение ребенка ограничивает
возможность выделять все признаки и свойства предметов, величину, объем,
протяженность и расстояние между ними и создает определенные трудности
развития представлений о пространстве и ориентировки в нем.
Страдает

и

словесная

пространственная

ориентировка

из-за

специфичного развития речи ребенка-дошкольника с нарушением зрения.
Становление речи зрячих детей и детей нарушением зрения осуществляется
принципиально одинаково. Речь развивается и усваивается в ходе
специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами
окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона
речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов,
не связанных с конкретным содержанием.

Память
Развитие памяти ребенка с нарушением зрения происходит по тем же
законам, что и у нормально видящего ребенка, и базируется на становлении
процессов запоминания, узнавания и воспроизведения. Однако имеются и
известные трудности в процессе формирования памяти, в частности в
области запоминания (осмысленного и механического, произвольного и
непроизвольного). Корни этого надо искать в физиологическом механизме
процессов запоминания. Дефекты зрительного анализатора нарушают
соотношение

основных

процессов

-

возбуждения

и

торможения,

отрицательно влияют на скорость запоминания. Как следствие наблюдается
замедленное по сравнению с нормой образование временных связей и
замедленная выработка дифференцировок, что выражается в необходимости
"большего количества подкреплений; также отмечается недостаточная
осмысленность запоминаемого материала и быстрое забывание усвоенного
материала.
Правильность узнавания объектов затруднена, поскольку узнавание как
деятельность, в процессе которой сопоставляется образ памяти с объектом
восприятия, зависит от того, насколько полно и точно был воспринят объект,
от того, какие - существенные или несущественные - свойства и признаки
были выделены и теперь сравниваются.
Воспроизведение в отличие от узнавания предполагает более полное
запечатление и сохранение ранее воспринятого. У ребенка при нарушениях
зрения наблюдается недостаточно полное и замедленное воспроизведение
материала, так как на его качестве сказываются в полной мере недостатки
запоминания и сохранения материала.
При нарушениях зрительных функций

наблюдается пониженная

продуктивность запоминания материала. У слабовидящих

наиболее

продуктивно происходит запоминание начала материала, что объясняется
повышенной утомляемостью детей с дефектами зрения.

Недостаточный объём, пониженная скорость и другие недостатки
запоминания имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим фактом
зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.
Быстрое

забывание

недостаточным

усвоенного

количеством

материала

или

объясняется

отсутствием

не

повторений,

только
но

и

недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий.
Мышление
Мыслительная деятельность слабовидящих подчиняется тем же
закономерностям что и мышление нормально видящих. Сокращение
чувственного опыта, хотя и замедляет интеллектуальное развитие и изменяет
содержание мышления, оно не может принципиально изменить его
сущности.
Направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг
представлений, формируя на их основе полноценные понятия, учитель
специальной школы тем самым способствует успешному развитию системы
операций мыслительной деятельности слабовидящих.
Представления слабовидящих детей
Представление – наглядный образ предмета или явления (события),
возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий)
путём его воспроизведения в памяти или воображении.
Сниженное зрение не позволяет многим учащимся достаточно
правильно опознавать и наблюдать многие предметы, явления природы,
жизнь и труд людей. В связи с этим их представления об окружающем
нередко обеднены и носят фрагментарный характер. Полученная с помощью
неполноценного

зрения

информация

слабо

закрепляется

в

Сложившиеся образы быстро стираются или заменяются другими.

памяти.

Фрагментарность,
вербализм

схематизм,

преодолеваются

в

недостаточная

процессе

обобщённость

коррекционной

работы.

и
И

возникающие у них представления могут достаточно полно и адекватно
отражать окружающий мир. Непосредственное наблюдение предметов,
явлений природы во время целевых прогулок, экскурсий обогащают память
детей, оказывают положительное влияние на развитие образного мышления,
на формирование представлений.
При правильно организованной коррекционной работе, которая
проводится

во

второй

половине

дня,

слабовидящие

приобретают

необходимый запас представлений. Эти образы в дальнейшем становятся
основой для формирования понятий.
По темпу формирования представлений слабовидящие значительно
отстают от нормально видящих – процесс формирования представлений
протекает у них замедленно.
Для

сохранения

представлений

существенное

значение

имеют

повторное восприятие и воспроизведение образов памяти в деятельности.
Недостатки логической памяти связаны с дефектами восприятия и
обусловлены некоторыми недостатками мышления (разрыв между понятием
и его конкретным содержанием).

Речь
Нарушения

зрения

обычно

сопровождаются

вторичными

отклонениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения
отрицательно сказывается на нервно психическом статусе детей, значительно
снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет
на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого
статуса.

Формирование речи у детей

с нормальным и нарушенным зрением

происходит в основном одинаково. И все же зрительный дефект оказывает
негативное влияние, степень которого зависит от тех речевых процессов,
которые связаны со зрительным восприятием.
Слабовидение затрудняет подражание и наблюдение за движением
речевых органов собеседника, отрицательно сказывается на формировании
речедвигательных

и

речеслуховых

представлений.

Таким

образом,

расстройство зрения предрасполагает к расстройствам звукопроизношения,
косвенно способствует им. В связи с этим нарушение звуковой стороны речи
встречается у слабовидящих значительно чаще, чем у нормальновидящих.
Наиболее выраженным оказывается влияние зрительного восприятия на
словарно-семантическую сторону речи, проявляющуюся в накоплении
значительного количества слов, так называемых «пустых» слов не связанных
с конкретным содержанием. В раннем возрасте, в котором преобладают
образные представления, зрительное предметное восприятие имеет большое
значение в формировании первых словесных значений. Неполноценное
зрение весьма ограничивает детей в необходимой для этого основе. Поэтому
нередко у них начало развития речи наблюдается позже, чем у зрячих. В
дальнейшем в речевом развитии слабовидящих детей отмечается некоторое
преобладание слов с отвлеченным значением над конкретным. Еще более
трудным, чем понимание конкретных значений слов, для слабовидящих
является осознание слов с переносным смыслом (сравнений, метафор,
эпитетов). Слабовидящие объясняют образные выражения конкретно.
Трудности формирования представлений, бедность жизненного и
сенсорного опыта из-за неполноценного зрения недостатки в развитии общей
и мелкой моторики

ведут к тому, что и лексическая, и семантическая

стороны языка у слабовидящих отстают по сравнению с нормально
видящими сверстниками. Причем, большее отставание наблюдается в
понимании значения слов.

Спецификой

развития речи у слабовидящих является особенности

слабого усвоения и использования ими неречевых средств общения, таких
как мимика, пантомимика, которые являются обязательным компонентом
устной речи. Затрудненность дистантного восприятия мимических и
пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному
восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает
трудности в формировании речевой функции.
У слабовидящих детей выявляются нарушения и в письменной речи
(дисграфические ошибки). У

таких детей

на письме часто встречаются

ошибки оптического характера, связанные с неустойчивостью зрительных
впечатлений и представлений, фрагментарностью восприятия, недоразвитием
зрительно-пространственного восприятия, памяти,

пространственной

ориентировки) и проявляется в заменах и искажениях графического образа
букв.
Присутствуют замены, смешения по акустико-артикуляционному
сходству,

которые

связаны

с

недифференцированностью

слухового

восприятия, недостаточным развитием звукового анализа и синтеза. Частыми
являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные
по

артикуляции

и

звучанию,

а

звукопроизношения на письме.
связанные

с

выражающих

неадекватным

также

отражение

неправильного

Нередко встречаются аграмматизмы,
использованием

пространственные

отношения.

предлогов,
Присутствуют

особенно
ошибки

словообразования и словоизменения.
Речь – мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение
признаков предметов, актуализирует прошлые представления и дает
возможности создавать новые, способствует расширению кругозора детей.
Компенсаторная функция речи проявляется во всех видах психической
деятельности детей с патологией зрения при восприятии. Большое значение
она имеет в формировании личности слабовидящих. Благодаря речи они

общаются с окружающими людьми, ориентируясь в обществе, являясь
полноправными его членами, активно участвуют в общественной жизни.
Сопутствующие нарушения
Нарушениям зрительного анализатора часто сопутствуют и другие
дефекты: нарушения речи, опорно-двигательного аппарата, задержки
психического развития, остаточные явления органических поражений
центральной нервной системы, энцефалопатия, неврозоподобные состояния,
гидроцефалия и другие, которые вносят свои особенности в процесс
психического развития детей.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу обучения ребенок младшей и средней группы может:
различать способы нетрадиционного рисования;
самостоятельно

создавать

индивидуальные

художественные

образы,

используя различные известные ему способы рисования и средства
выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
самостоятельно передавать сюжетную композицию;
давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
К концу обучения ребенок старшей и подготовительной группы может:
различать и называть способы нетрадиционного рисования;
знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.
передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к
изображаемому объекту
уметь применять полученные знания на практике;
знать основы цветоведения ;
развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более
эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного
возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
-расширению и обогащению художественного опыта;
-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль,
самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать
друг с другом;
-сформируются навыки трудовой деятельности;
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных
средств выразительности.
Реализация
программы
поможет
детям
дошкольного
возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и
использовать для самовыражения любые доступные средства
Формы подведения итогов реализации программы

- проведение выставок детских работ;
- проведение открытого мероприятия;
- проведение мастер – классов среди педагогов.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Принципы:


системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса;



последовательности -

знания

давать

постепенно,

без

перегрузки,

с

нарастающим объемом информации;


принцип

творчества

-

программа

заключает

в

себе

неиссякаемые

возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;


принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и
др.;



принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;



принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы,
методов
и способов изображения, разнообразие материала.
Методы и приёмы:
1.Наглядный:

наблюдение,

рассматривание

педагогических

эскизов,

иллюстраций, работа с наглядным материалом, игры, практические
упражнения для отработки необходимых навыков.
2.Словесный: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная
инструкция.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных
областей:
Познание: Развивать восприятие, умение выделять разнообразные
свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в
пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание,
обоняние, вкус. Продолжать развивать умение сравнивать предметы,
устанавливать их сходство и различие. Продолжать знакомить с цветами
спектра. Продолжать формировать умение различать цвета по светлоте и
насыщенности,
Создавать

правильно

условия

для

называть
реализации

их.

Совершенствовать

детьми

проектов

глазомер.

трех

типов:

исследовательских,

творческих

и

нормативных. Использовать игры

по

художественному творчеству, игры – экспериментирование.
Чтение

художественной

литературы: продолжать

развивать

интерес детей к художественной и познавательной литературе. Побуждать
рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного
персонажа. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев
произведения. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать
отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями,
эпитетами Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на
оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных
художников к одному и тому же произведению.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских
взаимоотношений Продолжать формировать умение согласовывать свои
действия с действиями партнеров. Создавать атмосферу творчества и
доверия, давая каждому ребенку возможность реализовать свой замысел.
Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в
использовании предметов при рисовании.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать,
делать выводы, высказывать свою точку зрения. Поощрять попытки делиться
с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
Здоровье: физкультминутки, игры малой подвижности. Знакомить с
основами техники безопасности при работе с клеем, ножницами и правилами
поведения в организованной деятельности.
Музыка: Продолжать

развивать

интерес

и

любовь

к

музыке,

музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на
основе знакомства с классической,- народной и современной музыкой.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой
деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Развивать
умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу
при выполнении различных видов труда. Знакомить с наиболее экономными

приемами работы. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий:
художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративноприкладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги,
ноты, предметы декоративного искусства.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Возраст обучающихся 3-7лет.
Срок реализации программы:
 возраст детей 3-4 лет: 1 год
 возраст 4-5 лет: 1 год
 возраст 5-6 лет: 1 год
 возраст 6-7 лет: 1 год
Формы и режим занятий: Программа рассчитана на 1 учебный год (с
сентября по май). Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий во второй младшей группе – 15 минут; в
средней группе – 20 минут; в старшей группе – 25 минут; в
подготовительной группе – 30 минут.
Расписание занятий
Четверг 15.40-16.10
16.20-16.35
Материально – техническое оснащение
Помещение для занятий: групповая комната. Столы, стулья, мольберт.
Методическое оснащение
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный
ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Перспективный план занятий изо-студии «Акварелька» в младшей и
средней группах

СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ
Познакомить с техникой печатания
яблоком,
поролоновым
тампоном.
Заготовка
Показать приём получения отпечатка.
на
зиму Оттиск печаткой Учить рисовать яблоки и ягоды в банке.
«Компот из из яблока
По желанию можно использовать
яблок»
рисование
пальчиками.
Развивать
чувство композиции. Воспитать у
ребенка художественный вкус.

1

Неделя

1

2

3

4

Тема занятия

Техника

Свободное
экспериментирование Различные
с материалами

Программное содержание
Совершенствовать умения и
навыки
в
свободном
экспериментировании
с
материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.
Учить
украшать
платочек
простым узором, используя
печатание,
рисование
пальчиками
и
прием
примакивания.
Развивать
чувство композиции, ритма.
Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.

Укрась платочек

Оттиск
пробкой.
Рисование
пальчиками

Осеннее дерево

Оттиск
Познакомить с приемом печати
печатками из печатками.
Воспитать
у
ластика
ребенка художественный вкус.

Осенний букет

Печатание
листьями

Познакомить
с
приемом
печати листьями. Воспитать у
ребенка художественный вкус

2

3

4

5

Улитка

Рисование
восковыми
мелками, солью

Оттиск
печатками
Грибы
в
(шляпка-картон),
лукошке
рисование
пальчиками

Цыпленок

Два
петушка

Познакомить с техникой сочетания
акварели и восковых мелков. Учить детей
рисовать восковым мелком по контуру,
учить раскрашивать по частям, аккуратно
работать с солью. Воспитывать у детей
умение работать индивидуально.
Упражнять в рисовании предметов
овальной формы, печатание печатками.
Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный
вкус.

Учить детей наносить клей на отдельный
участок, щедро насыпать крупу на
Рисование
с
отдельный
участок,
аккуратно
помощью риса,
окрашивать рис, «оживлять» работу с
ватные палочки
помощью ватной палочки. Воспитывать у
детей умение работать индивидуально.

Рисование
ладошкой

Совершенствовать
умение
делать
отпечатки ладони и дорисовывать их до
определенного
образа
(петушки).
Развивать воображение, творчество.
Воспитать у ребенка художественный
вкус.
НОЯБРЬ

Неделя

Тема
занятия

Программное содержание

Рисование
пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками)
и листики (примакиванием). Закрепить
данные навыки рисования. Развивать чувство
композиции.
Воспитать
у
ребенка
художественный вкус.

Мои
любимые
рыбки

Рисование
ладошками

Совершенствовать умение делать отпечатки
ладони и дорисовывать их до определенного
образа (рыбки). Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.

Первый
снег

Закреплять умение рисовать деревья большие
Оттиск
и
маленькие, изображать
снежок
с
печатками из помощью техники печатания или рисование
салфетки
пальчиками. Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.

1

Рябинка

2

3

Техника

4

Цыпленок

Гуашь,
ватные
диски,
палочки

Учить детей наклеивать ватные диски, учить
аккуратно раскрашивать ватные диски,
«оживлять» картинку с помощь ватных
палочек. Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.
ДЕКАБРЬ

Неделя

1

2

3-4

Тема
занятия
Зимний
лес

Техника

Программное содержание

Печать
по
трафарету,
рисование
пальчиками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить
умение рисовать пальчиками. Развивать
чувство композиции. Воспитать у ребенка
художественный вкус.

Оттиск
Мои
печатками
рукавички рисование
пальчиками

Овечка

Упражнять в технике печатания. Закрепить
умение украшать предмет, нанося рисунок по
возможности
равномерно
на
всю
поверхность. Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.

Учить
тонировать
лист,
промакивать
Кисть щетина, салфеткой (изображая облака, шерсть), учить
салфетка,
детей техникой рисования тычком полусухой
рисование
кистью.
Закрепить
умение
рисовать
пальчиками
пальчиками.
Воспитать
у
ребенка
художественный вкус.
ЯНВАРЬ

Неделя

1

2

3

Тема
занятия

Ёлочка
пушистая,
нарядная

Снежок

Снеговичок

Техника

Программное содержание

Упражнять в технике рисования тычком,
Тычок жёсткой полусухой жёсткой кистью. Продолжать
полусухой
учить использовать такое средство
кистью,
выразительности, как фактура. Закрепить
рисование
умение украшать рисунок, используя
пальчиками
рисование пальчиками. Воспитывать у
детей умение работать индивидуально.
Рисование
свечой,
акварель

Познакомить с техникой рисования свечой,
тонировать фон. Воспитать у ребенка
художественный вкус.

Комкание
бумаги
(скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью,
умение сочетать в работе скатывание,
комкание бумаги и рисование. Учить

дорисовывать картинку со снеговиком
(метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать
чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный
вкус.
ФЕВРАЛЬ
Неделя

1

2

3

4

Тема
занятия

Техника

Оттиск
Упражнять в технике рисования
печатками,
печатание печатками. Развивать
печать
по
композиции. Учить дорисовывать
трафарету,
Воспитывать у детей умение
ватные
индивидуально.
палочки

Чашка

тычком,
чувство
предмет.
работать

Упражнять в рисовании с помощью
Оттиск
печаток. Закреплять умение дорисовывать у
печатками из полураспустившихся цветов стебельки и
картофеля
листочки. Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус

Цветочек
для папы

Ягоды
фрукты

Программное содержание

и Рисование
пальчиками,
карандашом

Плюшевый
медвежонок

Учить рисовать простейшие фигурки,
состоящие из многих отпечатков пальчиков,
пользоваться всей разноцветной гаммой
красок. Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.

Помочь детям освоить новый способ
изображения – рисования поролоновой
губкой, позволяющий наиболее ярко
Поролон
передать
изображаемый
объект,
(2шт.), тонкая характерную фактурность его внешнего
кисть, гуашь вида,
продолжать
рисовать
крупно,
располагать изображение в соответствии с
размером листа. Воспитать у ребенка
художественный вкус.
Март

Неделя Тема занятия

1

Мимоза
мамы

Техника

для Рисование
пальчиками

Программное содержание
Упражнять в рисовании пальчиками,
скатывании шариков из салфеток.
Развивать
чувство
композиции.
Воспитать у ребенка художественный
вкус.

2

3

4

Солнышко

Закреплять
технику
печатанья
ладошками. Учить наносить быстро
краску и делать отпечатки – лучики для
солнышка. Развивать цветовосприятие.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.

Рисование
ладошками

Рисование
Животные
пальчиками,
(петух, птица,
карандашом
слон,
олень,
или
кисть,
медведь)
фломастер

Подснежники

Учить рисовать простейшие фигурки,
состоящие из многих отпечатков
пальчиков,
пользоваться
всей
разноцветной гаммой краской.
Воспитать у ребенка художественный
вкус.
Учить рисовать подснежники восковыми
мелками,
обращать
внимание
на
склоненную головку цветов. Учить с
помощью акварели передавать весенний
колорит. Развивать цветовосприятие.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.

Акварель,
восковые
мелки

АПРЕЛЬ
Неделя

1

Тема
занятия
Неваляшка

Техника

Программное содержание

Учить
рисовать
печатками
(пуговицами) различной формы.
Кисточка, пуговицы
Закрепить основные цвета: красный,
различной формы
желтый, синий. Воспитать у ребенка
художественный вкус.

2

Волшебные
картинки
(волшебный
дождик)

3

Ватные
палочки,
готовое изображение
Подарок для кошки
(из
кошки
геометрических
Мурки
фигур: голова – круг,
ушималенькие
треугольники,

Рисование свечой

Закреплять
технику
рисования
свечой
(волшебный
дождик).
Аккуратно
закрашивать
лист
жидкой краской. Учить рисовать
тучу с помощью воскового мелка.
Воспитать
у
ребенка
художественный вкус.
Упражнять детей в выкладывании и
наклеивании
изображения
из
геометрических фигур; закрепить
названия фигур; совершенствовать
умение рисовать шарики ватными
палочками;
воспитывать
аккуратность при работе с клеем и

туловище-большой
красками, желание помочь другу.
треугольник, лапы,
хвост
–
овалы),
краски
разных
цветов, на каждого
ребёнка
набор
геометрических
фигур
для
выкладывания
изображения кошки,
клей ПВА.

4

Учить
рисовать
простейшие
фигурки, состоящие из многих
отпечатков пальчиков, пользоваться
всей разноцветной гаммой краской.
Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.

Насекомые
(бабочка,
Рисование
паук, божья пальчиками,
коровка,
карандашом
гусеница)
МАЙ

Неделя

1

2

3

4

Тема
занятия
Черемуха

Салют

Котенок

Техника

Программное содержание

Продолжать знакомить детей с
Рисование ватными техникой
рисования
тычком.
палочками,
Формировать чувство композиции и
пальчиками
ритма. Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.
Закрепление
навыка
рисования
Акварель
или акварелью или гуашь, учить рисовать
гуашь,
восковые салют с помощью воскового мелка.
мелки
Воспитать у ребенка художественный
вкус.
Тычок полусухой Закреплять навык печати кистью по
жесткой
кистью, трафарету. Воспитывать у детей
трафарет котенка
умение работать индивидуально.

Совершенствовать
эстетическое
восприятие природных явлений и
техник их изображения – обрывания и
Как
я Обрывание,
тычкования и других; развивать
люблю
восковые
чувство композиции и колорита в
одуванчики мелки, тычкование.
процессе
использования
разных
материалов
для
создания
выразительного образа одуванчика в

пейзаже.
Воспитать у ребенка художественный
вкус.
Перспективный план занятий изо-студии «Акварелька» в старшей и
подготовительной группах
Неделя

Тема занятий

Нетрадиционные
техники

Программное содержание

СЕНТЯБРЬ

1

2

3

4

Свободное
экспериментирование Различные
с материалами

Совершенствовать умения и
навыки
в
свободном
экспериментировании
с
материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.

Диагностика
(свободное
Различные
экспериментирование
с материалами)

Совершенствовать умения и
навыки
в
свободном
экспериментировании
с
материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных
изобразительных
техниках.
Закрепить умение выбирать
самостоятельно технику и
тему.

Рисование
«Растения в нашей
Оттиск поролоном
группе»
Рисование
«Грибы в корзинке»

Рисунки ладошками

Учить прижимать поролон к
штемпельной подушечке с
краской и наносить оттиск на
бумагу.
Расширять знания детей о
грибах; учить рисовать грибы с
помощью ладошки

ОКТЯБРЬ

1

2

Познакомить детей с новым
Рисование
Кляксография
приемом
рисования
–
«Мое
любимое трубочкой,рисование
кляксография
трубочкой.
дерево осенью»
пальчиками
Развивать воображение.
Рисование
«Осень на опушке
Печать листьев
краски разводила»

Познакомить с новым видом
изобразительной техники –
«печать растений». Развивать
чувства
композиции,

цветовосприятия.

3

4

Развивать мелкую моторику
Рисование
«Зачем
Работа с трафаретом. пальцев
рук,
зрительночеловеку зонт»
двигательную координацию.
Рисование
«Мой
любимый
Закрепить умение украшать
Оттиск печатками,
свитер»
свитер или платье простым
рисование ластиками
узором, используя крупные и
мелкие элементы
НОЯБРЬ

1

Рисование «Улетаем
Кляксография
на юг»
«Необычная посуда»

2

3

Рисование
«Обои
в
комнате»

моей

Рисование
«Первый снег»
4

Оттиск
пробкой,
печатками
из
ластика, печать по
трафарету,
«знакомая форма –
новый образ».

Знакомить детей с правилами
нанесения клякс на стекло и
накладывание сверху бумаги.
Упражнять в комбинировании
различных техник; развивать
чувство композиции, колорита,
образные представления о
предметах.

Совершенствовать умения в
художественных
техниках
Оттиск печатками +
печатания
и
рисования.
поролон
Закрепить умение составлять
простые узоры.

Монотипия,
рисование
пальчиками

Учить рисовать дерево без
листьев,
изображать
снег
пальчиками.

ДЕКАБРЬ
1

Рисование
напевы»

«Зимние

Набрызги

Развивать у детей интерес к
изобразительной деятельности,
продолжать знакомить их с

разными
техниками
материалами.

2

3

4

Рисование
«Дымковская
игрушка» (конь)
Рисование
«Елочка нарядная»

Рисование солью
«Дед Мороз»

Оттиск печатками

и

Закрепить умение украшать
дымковским узором простую
фигурку. Развивать умение
передавать колорит узора.

Рисование
Закрепить умение изображать
пальчиками, оттиск
елочные игрушки.
поролоном

Гуашь + соль

Научить
новому
приему
оформления
изображения:
присыпание солью по мокрой
краске
для
создания
объемности изображения.

ЯНВАРЬ

1

2

3

4

Рисование
«Музыкальный
рисунок»

Рисование
«Зимний лес»

Рисование
«Морозный узор»

Различные

Развивать
чувство
цвета
посредством
музыки
и
рисования.
Стимулировать
творчество
детей
к
импровизации с цветовым
пятном.

Рисунки из ладошки

Научить
прикладывать
ладошку к листу и обводить
простым карандашом. Каждый
пальчик – ствол дерева.

Развивать
зрительную
наблюдательность,
Восковые мелки + способность
замечать
акварель
необычное в окружающем
мире и желание отразить
увиденное в своем творчестве.

Узор на тарелочке –
городецкая роспись
Учить создавать образ филина,
«Посуда»
Тычок
полусухой
используя технику тычка и
жесткой кистью
уголь
ФЕВРАЛЬ

1

2

Рисование
«Необычные
машины»

Оттиск пробкой и
печатками, черный
маркер + акварель,
«знакомая форма –
новый образ»

Упражнять в комбинировании
различных техник; развивать
чувство композиции, ритма,
творчество, воображение.

Рисование
«Галстук для папы»

Оттиск
пробкой,
печатками
из
ластика, печать по
трафарету,
«знакомая форма –
новый образ».

Закрепить умение украшать
галстук
простым
узором,
используя крупные и мелкие
элементы.

Набрызг

Познакомить
с
новым
способом изображения снега –
«набрызги». Обогащать речь
эстетическими терминами.

Оттиск печатками

Познакомить с семеновскими
матрешками.
Развивать
цветовосприятие.

3

Рисование
«Зимние напевы»

4

Рисование
«Семеновские
матрешки»

МАРТ
Открытка для мамы
«8 Марта»

Печать
трафарету,
воздушные
фломастеры.

1

2

3

Рисование
аппликация
«Моя семья»

+
По выбору

Рисование
Волшебные
«Веселые человечки» веревочки
Рисование
«Ранняя весна»

4

Монотипия
пейзажная

по Учить
украшать
цветами
открытку для мамы. Закрепить
умение
пользоваться
знакомыми техниками.
Учить самостоятельности в
выборе сюжета и техники
исполнения.
Познакомить детей с новым
методом рисования с помощью
разноцветных
веревочек.
Передать силуэт человека в
движении.
Научить
складывать
лист
пополам, на одной стороне
рисовать пейзаж, на другой
получать его отражение в
озере.
Половину
листа
протирать губкой.

АПРЕЛЬ
Рисование
«Космический
пейзаж»
1

Граттаж

Научить
новому
способу
получения
изображения
–
граттажу.

Печать ластиком

Учить детей печатками из
ластика
изображать
стаю
перелетных птиц.

Рисование
«Грачи прилетели»
2

3

4

Рисование гуашью с
манкой
Гуашь + манка
«Ворона»

Упражнять в смешивании и
разведении гуаши с манкой,
расширять представления о
форме, размере и цвете
предметов.
Развивать
изобразительные навыки и
умения.

Рисование
«Аквариум»

Учить
растопыренные
простым
дорисовывать
детали.

Рисунки из ладошки

обводить
пальчики
карандашом,
необходимые

МАЙ

1

2

Рисование
Восковые мелки +
«Праздничный салют
Закрепить свойства разных
акварель
над городом»
материалов, используемых в
работе: акварель и восковые
мелки.
Развивать
композиционные навыки.
Рисование
«Красивый пейзаж»

Рисование песком

Знакомить
с
методом
рисования
пейзажа,
учить
располагать
правильно

предметы.

3

4

Рисование
«Одуванчики
траве»

Бабочка

Продолжать знакомить детей
со способом рисования тычком
Тычок
жесткой
жесткой полусухой кистью,
в полусухой кистью +
упражнять в работе с манкой,
манка
развивать
изобразительные
навыки и умения.
Монотипия
предметная

Учить
детей
соблюдать
симметрию, рисовать на одной
половине
листа,
затем
складывать лист

Развивающая предметно – пространственная среда.
Технические средства: CD и аудио материал
Инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые
мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; палочки или старые
стержни для процарапывания; коктельные трубочки; салфетки; природный и
бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.
Наглядный материал: педагогические эскизы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».