Программа дополнительного образования физической направленности Игры с мячом

Содержание
Введение
1.Целевой раздел ……………………………………………………………… 3
1.1 Пояснительная записка ….…………………………………………………..3
1.1.1 Цель программы «Игры с мячом» ..……………………………………… 6
1.1.2 Принципы и подходы …………………………………………………….. 7
1.1.3 Значимые для реализации программы характеристики …………..……. 7
1.1.4 Характеристики особенности развития детей ……………………….….. 8
1.2 Планируемые результаты освоения программы…………………………... 9
1.3 Система оценки результатов освоения программы …………………..…. 10
2. Содержательный раздел …………………………………………………… .12
2.1 Содержание образовательной деятельности …………………………….. 12
2.1.1. Календарно-тематический план для детей 4-5 лет……………………. .12
2.1.2. Календарно-тематический план для детей6-7 лет……………………. .23
2.2 Формы обучения……………………………………………………………..24
2.3 Формы подведения итогов реализации программы……………………….24
3. Организационный раздел .........…………………………………………..…. 24
3.1 Этапы реализации программы ……………....…………………………… .24
3.2 Материально – техническое обеспечение программы ………………..... 25
3.3 Методическое обеспечение программы …………………………………..25
3.4 Расписание ………………………………………………………………….25
3.5 Развивающая предметно-пространственная среда ……………………….26

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Основанием для разработки рабочей программы
являются следующие нормативные правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования".
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным 7
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования".
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 (с изм. от 04.04.2014) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.304913 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения – детский сад компенсирующего вида № 569.
Данная программа написана на основании программы «Школа мяча»
Н.И.Николаевой. Программа определяет содержание и организацию
образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Актуальность программы: Данные статистики, факты из медицинской
практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный
дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в
организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры
влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости,
гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности в детском
саду необходимо организовывать занятия по интересам физкультурноспортивной направленности.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного
возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании,

отбивании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости,
ритмичности, согласованности движений, совершенствуют
пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объёма
развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают
подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они
укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке
хорошей осанки. Систематические игры и упражнения с мячом активно
влияют на совершенствование психических процессов: силы,
уравновешенности, подвижности. Совместное выполнение упражнений с
мячом ( в парах, втроём, в кругу ) – прекрасная школа приобщения ребёнка к
коллективу. В играх, которые проводятся в команде, он учится слаженно
работать с партнёрами. Мяч по популярности занимает первое место в
царстве детской игры. Поэтому упражнения с мячом занимают одно из
главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми и стали
основой для составления данной программы. Программа обеспечивает
достижения воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и
достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им в
дальнейшем основной общеобразовательной Программой начального общего
образования по предмету «Физическая культура».
1.1.1. Цель программы «Школа мяча»
Овладение детьми действиями с мячом на более высоком уровне, умением
играть в спортивные игры с мячом, развитие у дошкольников «чувства
мяча».
Задачи:
Оздоровительные:
–сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том
числе их эмоциональное благополучие
–способствовать совершенствованию деятельности основных систем
организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению
физического развития, физической подготовленности детей
Образовательные:
-познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивных игр:
баскетбол, пионербол, волейбол, футбол
-учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила,
выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом
Развивающие:
-развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость,
ориентировку в пространстве, глазомер

-формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача
мяча, бросок через сетку, забрасывание в корзину, подача мяча,
блокирование, ведение мяча ногами, удар по воротам и умение применять их
в игровой ситуации
-развивать способность действовать мячом на достаточно высоком уровне.
Воспитательные:
-формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности
здорового образа жизни – воспитывать умение подчинять свою деятельность
сознательно поставленной цели
-воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с
правилами, действиями товарищей.
1.1.2. Принципы и подходы:
-поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности
детства
-реализация программы в формах, специфических для детей дошкольного
возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности
-принцип индивидуально-дифференцированного подхода; индивидуализации
дошкольного образования
-принцип гармоничности образования
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-сотрудничество Организации с семьёй
-возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенности и
особенностям развития)
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства.
1.1.3. Значимые для реализации программы характеристики:
ловкость, быстрота, выносливость, ориентация в пространстве.
1.1.4. Характеристики особенностей развития детей:
Возрастной период от 4 – 7 лет называют периодом «первого вытяжения»; за
один год ребёнок может вырасти до 7 – 10 см., на протяжении шестого года
жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200 г, а роста – 0,5 см.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат,
мускулатура) ребёнка к пяти – шести годам ещё не завершено. В этом
возрасте у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и

конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.
Поэтому дети относительно легко усваивают упражнения в ходьбе, беге,
прыжках, метании. В возрасте 5-7 лет улучшается координация движений.
Дети способны выполнять упражнения более правильно и осознанно. Они
уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, появляется
доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой
переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию взрослого
или требуемой ситуацией.
В этом возрасте совершенствуются основные процессы ЦНС: возбуждение и
особенно торможение, и несколько легче формируются все виды условного
торможения. Интенсивно формируется сердечно – сосудистая система.
Средняя частота пульса к 6-7 годам составляет 92-95 ударов в минуту.
Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от таковых
от взрослого. Жизненная ёмкость лёгких невелика, поэтому он дышит чаще,
в среднем 25 раз в минуту. Исследования по определению общей
выносливости детей (на примере беговых и прыжковых упражнений)
показали, что резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной
систем у детей этого возраста достаточно высокие.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Ребёнок выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег,
прыжки, метание).
Ребёнок умеет перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы (расстояние
3-4 м), из положения сидя ноги скрёстно, через сетку. Ребёнок может бросать
мяч вверх, о пол, ловить его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не
менее 10 раз), с хлопками, с поворотами. Ребёнок легко отбивает мяч правой
и левой рукой поочередно на месте и в движении, перебрасывает набивные
мячи.
Ребёнок владеет метанием на дальность (6-12 м) левой и правой рукой;
метанием в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя);
метанием в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м);
метанием в движущуюся цель.
Ребёнок освоил элементы спортивных игр:
Баскетбол
-умеет передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от
плеча)
-умеет перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении
-умеет ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой,
сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон

-умеет забрасывать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча
-умеет вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую,
передвигаясь по сигналу
Волейбол
-умеет выполнять отбивание мяча после подачи соперника через сетку
-умеет производить подачу надувного мяча одной рукой снизу, сверху
-выполняет простейшие правила игры.
Футбол
-умеет передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на
месте
-умеет вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в
предметы, забивать мяч в ворота
Пионербол
-умеет производить подачу из-за лицевой линии
-умеет выполнять бросок через сетку из разных частей площадки
-способен выполнять игровые действия в команде
-правильно реагирует на свисток и жесты судьи
1.3 Система оценки результатов освоения программы
Метод диагностики: тестовые задания на выявление уровня владения мячом.
Критерии оценки выполнения:
3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и
автоматизирован;
2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть
отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован;
1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении;

0 баллов – отказ от выполнения движения.

Диагностика по определению уровня усвоения программы
(первый год обучения)
Высокий уровень – от 22 до 27 баллов.
Средний уровень – от 13 до 21 балла.
Низкий уровень – от 0 до 12 баллов.

Диагностика по определению уровня усвоения программы
(второй год обучения).

Высокий уровень – от 24 до 30 баллов.
Средний уровень – от 14 до 23 баллов.
Низкий уровень – от 0 до 13 баллов.
2. Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности
На занятиях и вне занятий:
– проведение бесед об истории и правилах спортивных игр с мячом
– демонстрация мультимедийных презентаций о видах спорта, правилах игры
и т.д., просмотр мультфильмов на спортивную тематику, видеороликов
фрагментов уроков физкультуры для детей начальных классов школы
– освоение детьми техникой игры в пионербол, баскетбол, футбол, волейбол,
состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без

мяча или с мячом в руках без передачи его партнёру (стойка, остановки,
повороты, прыжки, ложные движения)
– перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой,
прыжками, поворотами
– применение мелких предметов для развития мелких мышц рук

– использование различных видов мячей для ОРУ
– использование дыхательных упражнений
– проведение ритмической гимнастики
– использование упражнений на расслабление.

2.1.1. Календарно-тематический план для детей 4-5 лет
СЕНТЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

1.Познакомить детей с
различными видами мячей, с
историей возникновения
мяча.
2.Учить сочетать замах с
броском при метании.
3.Развивать глазомер,
точность движения.
4. Соблюдать правила игры с
мячом.
5. Выявить исходные данные
психомоторного развития
ребёнка.

МОНИТОРИНГ

Занятие 3-4

1 Часть:
Ходьба с заданием
1 Часть:
для рук, подскоки и
Ходьба на носках, на
прыжки на двух
пятках, с высоким
ногах с
подниманием колен. Бег.
продвижением
Подскоки и прыжки на
вперёд. Ходьба.
двух ногах с
2 Часть:
продвижением вперёд.
ОРУ с большим
Ходьба.
мячом.
2 Часть:
Упр-е для кистей рук
ОРУ с массажным
с мячиком для пингмячом.
понга.
Упр-е для кистей рук с
ОВД
попрыгунчиком.
1.Катание мяча
П/И «Брось – догони».
«змейкой» между
П/И «Подбрось –
предметами.
поймай».
2.Бросание малого
Дых. упр-е
мяча вверх и ловля
«Носик балуется».
его одной рукой.
3 Часть:
П/И «Попади в
Презентация
цель».
«Мячик, мячик, ты
П/И «Шмель».
откуда?»
Дых. упр-я
«Смешинка»
«Шарик лопнул».
3 Часть:
Релаксация
«Пляж» (3)

«Волшебный сон»
(4).

ОКТЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

1.Учить отбивать мяч о пол
двумя руками, стоя на месте;
прокатывать с горки;
подбрасывать и ловить с
хлопком в ладоши.
2.Учить сохранению
правильной осанки при
выполнении упражнений.
3.Побуждать к проявлению
настойчивости при
достижении конечного
результата, стремлению к
качественному выполнению
движения.

1 Часть:
Ходьба приставным
шагом боком, прямо.
Бег «покажи пятки».
Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с малым
резиновым мячом.
Упр-е для кистей рук
с брусочком.
ОВД
1.Отбивание мяча о
пол двумя руками,
стоя на месте.
2.Прокатывание мяча
с горки.
П/И «Мяч сквозь
обруч».
П/И «Ловишки с
мячом».
Дых. упр-я
«Подуй на листик»
«Летят мячи».
3 Часть:
Релаксация
«Змейки греются на
солнышке» (1)
«Опавшие листики»
(2).

1 Часть:
Ритмическая
гимнастика
«Весёлая клоунада».
2 Часть:
ОРУ с надувным
мячом.
Упр-е для кистей рук с
пластмассовым
массажным мячиком.
ОВД
1.Подбрасывание мяча
вверх и ловля его с
хлопком.
2.Самостоятельные
игры с мячами.
П/И «Мяч среднему».
П/И «Быстрый мячик».
Дых. упр-я
«Ветер и листья»
«Ёжик».
3 Часть:
Релаксация
«Ковёр – самолёт» (3)
Просмотр мультфильма
«Топчумба» (4).

НОЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

1.Учить бросать и ловить
мяч друг другу из
положения сидя;
забрасывать мяч в
баскетбольную корзину,
принимая правильную
стойку.
2.Познакомить со
спортивными играми с
мячом.
3.Воспитывать желание
заниматься в команде.

1 Часть:
1 Часть:
Ходьба семенящим
Ритмическая
шагом, широким шагом, гимнастика
с поворотом кругом.
«Антошка».
Подскоки, боковой
2 Часть:
галоп. Ходьба.
ОРУ с фитболом.
2 Часть:
Упр-е для кистей рук с
ОРУ с малым
карандашом.
пластмассовым мячом. ОВД
Упр-е для кистей рук со 1.Бросание мяча вверх и
шнурком.
ловля его двумя руками
ОВД
(10 раз подряд).
1.Бросание и ловля мяча 2.Прокатывание мяча
друг другу из положения по полу между
сидя.
предметами «змейкой»,
2.Забрасывание мяча в до ориентира, вокруг
баскетбольную корзину. ориентиров.
П/И «Ловкая пара».
П/И «Мяч в кругу».
П/И «Мяч вдогонку».
П/И «Догони мяч».
Дых. упр-я
Дых. упр-я
«Каша кипит»
«Лесной воздух»
«Дует ветер».
«Маятник».
3 Часть:
3 Часть:
Релаксация
Релаксация
«Аромапалочка» (1)
«Тёплая ванна» (3)
«Каждый спит» (2).
Презентация
«Виды спорта с мячом»
(4).

ДЕКАБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

1.Учить детей бросать мяч вверх и 1 Часть:
ловить его с поворотом кругом; Ходьба с заданием
бросать мяч друг другу с хлопком; для рук, ходьба
отбивать мяч двумя руками, шагая «пингвин». Бег
в прямом направлении и сохраняя «лошадки». Ходьба.
равновесие; метать малый мяч в 2 Часть:
верт. цель.
ОРУ со средним

Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая
гимнастика
«Барби».
2 Часть:
ОРУ с воздушным
шаром.

2.Учить соблюдать правила игры. мячом.
Упр-е для кистей рук
3.Воспитывать внимательность и Упр-е для кистей рук с брусочком.
заботу друг к другу.
с попрыгунчиком.
ОВД
ОВД
1.Отбивание мяча о
1.Бросание мяча
пол двумя руками,
вверх и ловля его с продвигаясь вперёд
поворотом кругом. шагом в прямом
2.Бросание мяча друг направлении ( R-5м).
другу с хлопком.
2.Метание малого
П/И «Закати мяч в мяча в верт. цель (hобруч».
2 м).
П/И «Передай мяч». П/И «Не упусти
Дых. упр-я
шарик».
«На турнике»
П/И «Мяч об пол».
«Подуй на
Дых. упр-я
снежинку».
«Хлопушка»
3 Часть:
«Молодцы».
Релаксация
3 Часть:
«Звери спят, птицы Релаксация
спят»(1)
«Фея сна» (3)
«Колыбельная» (2). Просмотр
мультфильма
«Дедушка и внучек»
(4).
ЯНВАРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

1.Учить бросать мяч друг другу и
при ловле делать поворот; метать
мячи разного веса правой левой
рукой; отбивать мяч о стенку
разными способами; метать мяч в
горизонт. цель.
2.Развивать физические качества
(настойчивость, решительность,
целеустремлённость).

1 Часть:
1 Часть:
Ходьба в парах, с Ритмическая
высоким
гимнастика
подниманием колен. «Буратино».
Медленный бег.
2 Часть:
Ходьба.
ОРУ с малым
2 Часть:
резиновым мячом.
ОРУ с цветным
Упр-е для кистей
клубком.
рук с цилиндром.
Упр-е для кистей
ОВД
рук с
1.Отбивание мяча о

пластмассовым
стенку с хлопком, с
массажным
поворотом,
мячиком.
отскоком от пола.
ОВД
2.Забрасывание
1.Бросание мяча
малого мяча в
друг другу и ловля напольную корзину.
его с поворотом
П/И «Подвижная
кругом.
мишень».
2.Метание вдаль
П/И «Быстрый
мячей разного веса мячик».
и размера правой и Дых. упр-я
левой рукой.
«Вырасти большой»
П/И «Кати в цель». «Стёклышко».
П/И «Ловкая пара». 3 Часть:
Дых. упр-я
Релаксация
«Дровосек»
«Сказочный сон»
«Ах!».
(3)
3 Часть:
Просмотр
Релаксация
мультфильма
«Неженка» (4).
«Снежинки» (1)
«В царстве Снежной
Королевы» (2).
ФЕВРАЛЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

1.Учить бросать мяч друг другу
и ловить его в движении; с
отскоком от пола; прокатывать
мяч правой и левой ногой,
сохраняя равновесие.
2.Развивать глазомер.
3.Воспитывать желание
радоваться успехам и
сопереживать неудачам
товарищей.

1 Часть:
1Часть:
Ходьба «змейкой»
Ритмическая
поперёк зала, на
гимнастика
корточках. Бег
«Cocolate».
«верёвочка». Ходьба. 2 Часть:
2 Часть:
ОРУ со средним
ОРУ с малым
мячом.
пластмассовым мячом. Упр-е для кистей
Упр-е для кистей рук со рук с карандашом.
шнурком.
ОВД
ОВД
1.Бросание мяча
1.Бросание мяча друг друг другу и ловля
другу и ловля его в
его с отскоком от

движении.
пола.
2.Прокатывание мяча 2.Метание мяча в
правой и левой ногой горизонт. цель.
между предметами.
П/И «Мяч в
П/И «Попади в ворота». корзину».
П/И «Мяч по дорожке». П/И «Ловишки с
Дых. упр-я
мячом».
«Мыльные пузыри»
Дых. упр-я
«Апчхи!».
«Гармошка»
3 Часть:
«Партизаны».
Релаксация
3 Часть:
«Спящий котёнок» (1) Релаксация
«Звёздочки на небе» (2). «Сосульки тают»
(3)
Просмотр
мультфильма
«Упрямый ослик»
(4).

МАРТ
Задачи

Занятие 1-2

1.Учить отбивать мяч одной 1 Часть:
рукой; прокатывать его ногой Ходьба на носках,
между предметами;
пятках. Бег с высоким
перебрасывать друг другу
подниманием колен
через шнур.
«лошадки». Ходьба.
2. Развивать физические
2 Часть:
качества (быстроту, силу,
ОРУ с фитболом.
ловкость).
Упр-е для кистей рук с
3.Поддерживать интерес к
брусочком.
различным видам спорта.
ОВД
1.Отбивание мяча одной
рукой (правой и левой),
продвигаясь вперёд.
2.Прокатывание мяча
правой и левой ногой
между предметами.

Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая
гимнастика
«Знаменитое кантри».
2 Часть:
ОРУ с воздушным
шаром.
Упр-е для кистей рук
с цилиндром.
ОВД
1.Забрасывание мяча
в баскетбольную
корзину.
2.Перебрасывание
мяча друг дугу через
шнур.

П/И «Догони мяч».
П/И «Ловкая пара».
Дых. упр-я
«Обед»
«Насос».
3 Часть:
Релаксация
«Подводный мир» (1)
«У лесного ручья» (2).

П/И «Мяч навстречу
мячу».
П/И «Успей
поймать».
Дых. упр-я
«Художники»
«Дятел».
3 Часть:
Релаксация
«Аромапалочка» (3)
Просмотр
мультфильма
«С бору по сосенке»
(4).

АПРЕЛЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

1.Учить элементам
спортивных игр с мячом.
2.Развивать мелкую
моторику рук.
3.Воспитывать
положительные качества
личности (инициативность,
самостоятельность,
активность).

1 Часть:
Ходьба спиной вперёд,
парами. Бег с
выбрасыванием прямых
ног вперёд. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с надувным мячом.
Упр-е для кистей рук с
пластмассовым
массажным мячом.
ОВД
1.Отбивание мяча о
стенку с хлопком,
поворотом, отскоком от
пола.
2.Перебрасывание мяча
через шнур в команде
(элементы пионербола).
П/И «Послушный мяч».
Дых. упр-я
«Дуем друг на друга»

1 Часть:
Ритмическая
гимнастика «Детская
танцевальная».
2 Часть:
ОРУ с цветным
клубком.
Упр-е для кистей рук с
мячиком для пингпонга.
ОВД
1.Перебрасывание мяча
через сетку в команде
(элементарный
пионербол).
П/И «Ты катись, катись,
наш мячик».
Дых. упр-я
«Ныряльщики»
«Осы».
3 Часть:

«Полёт в космос».
3 Часть:
Релаксация
«Волшебный сон» (1)
«Тайны космоса» (2).

Релаксация
«Путешествие на
облаке» (3)
Просмотр мультфильма
«Как утёнок- музыкант
научился играть в
футбол»(4)

МАЙ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

1.Развивать
1 Часть:
Физкультурный досуг
двигательную
Ритмическая
совместно с детьми
активность.
гимнастика
подготовительной группы
2.Воспитывать
2 Часть:
«Мы – спортсмены».
положительные
ОРУ с большим мячом. МОНИТОРИНГ
эмоции.
Упр-е для кистей рук с
3.Определить уровень попрыгунчиком.
владения мячом.
ОВД
Самостоятельные игры
с мячами.
Дых. упр-я
«Сирень»
«Песенка».
3 Часть:
Релаксация
«Цветы распускаются»
(1)
«Загораем» (2).

2.1.2. Календарно-тематический план для детей 6-7 лет
СЕНТЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

МОНИТОРИНГ
1.Учить детей метать
мяч в горизонтальную
1Часть:
цель; вдаль с нескольких
Ходьба широким и
шагов.
мелким шагом. Бег с

Занятие 3-4
1 Часть:
Ходьба с высоким
подниманием колен, с
перекатом с пятки на

2.Развивать глазомер,
двигательную
активность детей.
3.Воспитывать желание
заниматься спортом.

изменением темпа.
Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с массажным
мячом.
Упр-е для кистей рук с
попрыгунчиком.
ОВД
1.Катание мяча в
заданном направлении.
2.Метание малого мяча
в горизонт. цель правой
левой рукой с R 4-5 м.
П/И «Горизонтальная
мишень».
П/И «Точный удар».
Дых. упр-е
«Носик балуется»
3 Часть:
Релаксация
«Пляж».

носок. Бег мелким и
широким шагом. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с большим мячом.
Упр-е для кистей рук с
мячиком для пинг-понга.
ОВД
1.Метание вдаль малого
мяча с нескольких шагов.
2.Бросание мяча вверх и
ловля его двумя руками.
П/И «Попади и поймай».
П/И «Мяч навстречу мячу».
Дых. упр-я
«Смешинка»
«Шарик лопнул».
3 Часть:
Релаксация
«Волшебный сон» (3)
Презентация «Как стать
спортсменом» (4).

ОКТЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

1.Учить детей метать мяч
в цель из разных
исходных положений.
2.Развивать физические
качества (быстроту,
ловкость, выносливость).
3.Воспитывать красоту,
грациозность движений.

1 Часть:
Ходьба приставным
шагом вправо и влево.
Боковой галоп. Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с малым резиновым
мячом.
Упр-е для кистей рук с
брусочком.
ОВД
1.Метание в цель из
разных исходных
положений: стоя на

1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Дождя не боимся».
2 Часть:
ОРУ с надувным мячом.
Упр-е для кистей рук с
пластмассовым
массажным мячиком.
ОВД
1.Бросание мяча вверх и
ловля его одной рукой.
2.Прыжки с зажатым
между коленями мячом.

коленях, сидя, лёжа.
2.Бросание мяча вверх и
ловля его двумя руками.
П/И «Не упусти мяч».
П/И «Догони мяч».
Дых. упр-я
«Подуй на листик»
«Летят мячи».
3 Часть:
Релаксация
«Змейки греются на
солнышке» (1)
«Опавшие листья» (2).

П/И «Закати мяч».
П/И «Выстрели мячом».
Дых. упр-я
«Ветер и листья».
3 Часть:
Релаксация
«Ковёр – самолёт» (3)
Просмотр мультфильма
«Спортландия» (4).

НОЯБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

1.Учить метать мяч правой и
левой рукой, отбивать мяч о
пол, двигаясь «змейкой».
2.Развивать глазомер, учить
принимать правильную
стойку при забрасывании
мяча в корзину.
3.Воспитывать стремление
детей объединяться в
команды для подвижных игр
по собственному
предпочтению.

1 Часть:
Ходьба с высоким
подниманием колен. Бег
«змейкой» поперёк зала.
Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с малым
пластмассовым мячом.
Упр-е для кистей рук со
шнурком.
ОВД
1.Метание вдаль мяча с
R6-12 м.
2.Отбивание мяча о пол,
двигаясь «змейкой»
между предметами.
П/И «Ловишки с мячом».
П/И «Не задень мяч».
Дых. упр-я
«Каша кипит»
«Ветер дует».
3 Часть:

1 Часть:
Ритмическая
гимнастика
«Амана кукарела».
2 Часть:
ОРУ с фитболом.
Упр-е для кистей
рук с карандашом.
ОВД
1.Бросание мяча от
груди, через голову.
2.Забрасывание
мяча в
баскетбольную
корзину.
П/И «Стоп».
П/И «Гонка мячей
по кругу».
Дых. упр-я
«Лесной воздух»
«Маятник».
3 Часть:

Релаксация
«Аромапалочка» (1)
«Каждый спит» (2).

Релаксация
«Тёплая ванна» (3)
Просмотр
мультфильма
«Тихая поляна» (4).

ДЕКАБРЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

1.Учить детей выполнять
движения под
ритмичную музыку.
2.Продолжать учить
подбрасывать мяч и ловить
его с поворотом кругом.
3.Развивать двигательную
активность детей.
4.Воспитывать чувство
товарищества.

1 Часть:
Ходьба спиной вперёд, с
заданием для рук. Бег с
захлёстыванием голени.
Ходьба.
2 Часть:
ОРУ со средним мячом.
Упр-е для кистей рук с
попрыгунчиком.
ОВД
1.Бросание мяча друг
другу и ловля его с
поворотом кругом.
2.Отбивание мяча о пол
двумя руками,
продвигаясь вперёд
бегом.
П/И «Мяч по кочкам».
П/И «Играй, играй, мяч
не теряй».
Дых. упр-я
«На турнике»
«Подуй на снежинку».
3 Часть:
Релаксация
«Звери спят, птицы спят»
(1)
«Колыбельная» (2).

1 Часть:
Ритмическая
гимнастика
«Звёзды Новый год
развесил».
2 Часть:
ОРУ с воздушным
шариком.
Упр-е для кистей рук с
брусочком.
ОВД
1.Бросание мяча друг
другу с хлопком, с
поворотом, с отскоком
от пола.
Спортивная игра
«Пионербол».
П/И «Проведи мяч».
П/И «Поймай мяч».
Дых. упр-я
«Хлопушка»
«Молодцы».
3 Часть:
Релаксация
«Фея сна» (3)
Просмотр видеоролика
с урока физкультуры
учеников начальной
школы (4).

ЯНВАРЬ

Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

1.Учить детей метать мяч 1 Часть:
1 Часть:
в горизонт. цель; бросать и Ходьба с
Ритмическая гимнастика
ловить мяч от стены
перешагиванием
«Позитив».
разными способами.
через предметы. Бег с 2 Часть:
2.Развивать двигательную преодолением
ОРУ с цветным клубком.
активность детей и
препятствий. Ходьба. Упр-е для кистей рук с
глазомер.
2 Часть:
цилиндром.
3.Учить метать мяч
ОРУ с малым
ОВД
разного веса и размера.
резиновым мячом.
1.Бросание и ловля мяча от
4.Воспитывать волевые
Упр-е для кистей рук стены с разными
качества личности
с пластмассовым
заданиями: с отскоком от
(целеустремлённость,
массажным мячиком. пола, с поворотом кругом, с
выдержку).
ОВД
перепрыгиванием через
1.Отбивание мяча о отскочивший мяч.
пол одной рукой,
2.Отбивание мяча о пол,
продвигаясь вперёд. продвигаясь по кругу.
2.Метание вдаль
П/И «Мяч по дорожке».
мячей разного веса и П/И «Ты катись, катись,
размера правой и
наш мячик».
левой рукой.
Дых. упр-я
П/И «Не упусти
«Вырасти большой»
шарик».
«Стёклышко».
П/И «Послушный
3 Часть:
мяч».
Релаксация
Дых. упр-я
«Сказочный сон» (3)
«Дровосек»
Просмотр мультфильма
«Ах!».
«Необыкновенный матч»
(4).
3 Часть:
Релаксация
«Снежинки» (1)
«У Снежной
Королевы» (2).
ФЕВРАЛЬ
Задачи

Занятие 1-2

1.Продолжать учить детей 1 Часть:
выполнять упражнения с Ходьба парами, с

Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая

мячом в парах.
2.Развивать красоту,
плавность движений под
музыку.
3.Воспитывать у детей
стремление участвовать в
играх с элементами
соревнований.

заданиями для рук. Бег «
покажи пятки». Ходьба.
2 Часть:
ОРУ с пластмассовым
малым мячом.
Упр-е для кистей рук со
шнурком.
ОВД
1.Бросание мяча друг
другу с хлопком, с
отскоком, от груди, из-за
головы.
2.Прокатывание мяча
ногами по прямой с
попаданием в воротца.
П/И «Передал – садись».
П/И «Выстрели мячом».
Дых. упр-я
«Мыльные пузыри»
«Апчхи!».
3 Часть:
Релаксация
«Спящий котёнок» (1)
«Звёздочки на небе» (2).

гимнастика
«Наша армия самая
сильная».
2 Часть:
ОРУ со средним мячом.
Упр-е для кистей рук с
карандашом.
ОВД
1.Прокатывание мяча
ногами «змейкой»
между предметами.
2.Прокатывание мяча
ногами с передачей
друг другу.
П/И «Кто быстрее».
П/И «Попади в цель».
Дых. упр-я
«Гармошка»
«Партизаны».
3 Часть:
Релаксация
«Сосульки тают» (3)
Просмотр мультфильма
«Болек и Лёлек. Зимняя
Олимпиада» (4).

МАРТ
Задачи

Занятие 1-2

1.Продолжать учить 1 Часть:
детей бросать мяч
Ходьба гимнастическим
через сетку.
шагом. Бег врассыпную с
2.Учить детей играм с остановкой по сигналу.
элементами футбола и Ходьба.
волейбола.
2 Часть:
3.Развивать
ОРУ с воздушным
физические качества шариком.
(быстроту, силу,
Упр-е для кистей рук с
ловкость).
брусочком.

Занятие 3-4
1 Часть:
Ритмическая гимнастика
«Мы маленькие дети».
2 Часть:
ОРУ с фитболом.
Упр-е для кистей рук с
цилиндром.
ОВД
1.Удерживание мяча на
голове как можно дольше.

4.Воспитывать
ОВД
2.Отбивание мяча
чувство товарищества. 1.Метание мяча в
коленом.
движущуюся цель правой и П/И «Мы – футболисты».
левой рукой.
Дых. упр-я
2.Бросание мяча друг другу «Художники»
через сетку.
«Дятел».
П/И «Волейбол с
3 Часть:
воздушными шарами».
Релаксация
П/И «Не упусти шарик». «Аромапалочка» (3)
Дых упр-я
Просмотр видеоролика с
«Обед»
урока физкультуры
«Насос».
учеников начальной
школы (4).
3 Часть:
Релаксация
«Подводный мир
океана»(1)
«У лесного ручья» (2).
АПРЕЛЬ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие3-4

1.Учить детей прокатывать
мяч, попадая в ворота;
забрасывать мяч в
баскетбольную корзину.
2.Обучать
детей спортивным играм с
выполнением простейших
правил.
3.Воспитывать интерес к
спортивным играм.

1 Часть:
1 Часть:
Ходьба «змейкой» поперёк Ритмическая
зала. Бег с выбрасыванием гимнастика
прямых ног вперёд.
«Intro».
Ходьба.
2 Часть:
2 Часть:
ОРУ с цветным
ОРУ с надувным мячом. клубком.
Упр-е для кистей рук
Упр-е для кистей рук
с пластмассовым
с мячиком для пингмассажным мячиком.
понга.
ОВД
ОВД
1.Ведение мяча одной
1.Прокатывание мяча
рукой на корточках.
правой и левой ногой
2.Забрасывание мяча в
между предметами.
баскетбольную корзину, 2.Ведение мяча
стараясь увести мяч у
ногой, стараясь
соперников (элементы
увести его у
баскетбола).
соперника.

П/И «Волейбол с
надувным мячом».
П/И «Быстро отвечай».
Дых. упр-я
«Дуем друг на друга»
«Полёт в космос».
3 Часть:
Релаксация
«Волшебный сон» (1)
«Тайны космоса» (2).

П/ И «Элементарный
футбол».
П/И «Съедобное несъедобное».
Дых. упр-я
«Ныряльщики»
«Осы».
3 Часть:
Релаксация
«Путешествие на
облаке» (3)
Просмотр
мультфильма
«Футбольные звёзды»
(4).

МАЙ
Задачи

Занятие 1-2

Занятие 3-4

1.Совершенствовать
навык ведения мяча.
2.Развивать двигательную
активность детей.
3.Воспитывать
положительные эмоции.
4.Определить уровень
владения мячом.

1 Часть:
Физкультурный досуг
Ритмическая
совместно с детьми
гимнастика
старшей группы
«Мы – спортсмены».
«Чунга – чанга».
2 Часть:
ОРУ с большим мячом.
Упр-е для кистей рук с МОНИТОРИНГ
попрыгунчиком.
ОВД
Самостоятельные игры
с мячами.
Дых. упр-я
«Сирень»
«Песенка».
3 Часть:
Релаксация
«Цветы распускаются»
(1)

«Загораем» (2).
2.2. Формы обучения.
Для обучения детей действиям с мячом организуются специальные занятия,
которые имеют традиционную структуру и состоят из трёх частей:
1 Часть (вводная) включает в себя различные виды ходьбы и бега или
комплекс ритмической гимнастики.
2 Часть (основная) состоит из комплекса ОРУ с разными видами мячей,
упражнения для кистей рук с мелкими предметами, двух видов ОВД с
мячами, подвижных игр и дыхательных упражнений.
3 Часть (заключительная) организовывается в виде релаксации или
просмотра презентаций, видеороликов, мультфильмов.
2.3. Формы подведения итогов реализации программы
– итоговые занятия
– игры, эстафеты
– физкультурные досуги

– районные соревнования
– оформление фотостенда

3. Организационный раздел
3.1. Этапы реализации программы.
Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Школа мяча»
рассчитана на два года: первый для детей 4-5 лет, второй – для детей 6-7 лет.
Обучение дошкольников в «Школе мяча» проходит поэтапно. На каждом
занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую
деятельность. Объяснения для детей сопровождаются показом и
выполнением взрослым необходимых действий с мячом. Известно, что в
дошкольном возрасте в воспитании ребёнка доминирующую роль играют
зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение сопровождается
наглядным показом взрослого и многократным повторением упражнений.
Обучение в «Школе мяча» состоит из трёх этапов: начального, углубленного
разучивания и совершенствования двигательных умений и навыков.
Этап начального обучения
На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом для развития
координации движений, развивают умение следить за траекторией полёта
мяча, вырабатывают быструю ответную реакцию на летящий мяч.
Этап углубленного разучивания

На этом этапе дети активно знакомятся с элементами спортивных и
подвижных игр с мячом; их действия принимают направленный и
осознанный характер. Этап углубленного разучивания упражнений
характеризуется уточнением и совершенствованием техники выполнения.
Этап закрепления и совершенствования двигательных знаний и навыков
Это этап закрепления полученных знаний, умений и навыков владения мячом
в спортивных играх и эстафетах. Этап совершенствования упражнений
можно считать завершённым, когда дети начнут свободно двигаться с полной
эмоциональной и эстетической отдачей.
3.2. Материально – техническое обеспечение программы
Для реализации программы «Школа мяча» в детском саду имеется
спортивный зал. Оборудование соответствует требованиям программы.
Технические средства обучения:
-магнитофон
-CD-диски (музыка для ходьбы, бега, ритмической гимнастики, релаксации)
-флеш-карта (презентации, видеоролики, мультфильмы)
3.3. Методическое обеспечение программы:
сайт books.academic.ru:
1. Наталия Николаева Школа мяча;
2. С. Е. Шивринская Школа мяча. Методические рекомендации по
организации кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
3.4. Расписание.
Возраст

Кол-во
Кол-во День
Длительность Время
занятий в занятий в несдели условного часа проведения
неделю год

4-5 лет
старшая группа

1

36

Среда

25 минут

15.45-16.10

1
6-7 лет
подготовительная
группа

36

Пятница 30 минут

15.45-16.10

3.5 Развивающая предметно – пространственная среда:

№

НАЗВАНИЕ

Количеств
о штук

1

Музыкальный центр

1

2

Кегли цветные

12

3

Набивные мячи цветные (большие) 1кг.

10

4

Мячи набивные (малые) 1 кг.

4

5

Гимнастический мат 150х80

2

6

Гимнастический мат 125х58

1

7

Гимнастические палочки 76 см

17

8

Гимнастические палочки 55 см

18

9

Обручи разного диаметра

63

10

Ворота для подлезания

10

11

Стойки для гимнастических палок и обручей

2

12

Стойки – корзины для мячей

4

13

Мячи резиновые (малые)

12

14

Мячи резиновые (средние)

32

15

Мячи тряпичные с погремушкой внутри

2

16

Мячи массажные

21

17

Мячи баскетбольные (мини)

16

18

Мячи баскетбольные (большие)

5

19

Мячи волейбольные

3

20

Мячи футбольные

5

21

Мячи фитболы

10

22

Гимнастические коврики

13

23

Ворота для подлезания мягкие

2

24

Труба – тоннель мягкая

1

25

Модули - бревна мягкие

3

26

Стойка баскетбольная

1

27

Корзины для инвентаря

4

28

Модули прямоугольные- кирпичик 29х13

5

29

Модули треугольные (большие)

4

30

Модули треугольные (малые)

4

31

Модули прямоугольные для перешагивания 40х18

2

32

Модули прямоугольные 98х24

4

33

Модули прямоугольные 89х15

2

34

Модули круглые разного диаметра

8

35

Модули прямоугольные - кирпичики 29х9

4

36

Модули – квадраты 19х19

3

37

Модули - конусы

4

38

Стойки - конусы

22

39

Канат

1

40

Шнур

1

41

Веревка для перебрасывания мячей и мешочков

1

42

Кубики цветные (разного размера)

60

43

Гантели пластмассовые

21

44

Кольца для кольцеброса

29

45

Мешочки для метания в зале

24

46

Мешочки для метания на улице

24

47

Султанчики

40

48

Платформы – балансиры с шипами

16

49

Степ – платформы

16

50

Тоннели

2

51

Клюшки

4

52

Цветные ленты на кольцах

50

53

Ребристая дорожка

1

54

Мешочки с пуговками

24

55

Веревочки косички

30

56

Лыжи

20 пар

57

Ящики пластмассовые для инвентаря

4

58

Ведерки пластмассовые

3

59

Машины пластмассовые грузовые

2

60

Комочки (снежные) для метания

24

61

Ракетки для бадминтона

2

62

Ковшики с воланами (для конкурсов)

14

63

Палки – лошадки (для эстафет)

2

64

Свисток

1

65

Секундомер

1

66

Рулетка

1

67

Жираф деревянный

1

68

Корзина складная

2

69

Насос ручной

3

70

Теннисный стол

1

72

Ракетки для настольного тенниса

14

73

Сетка для теннисного стола

1

74

Корзина складная

2

75

Мячики для настольного тенниса

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».