Содержание Введение 1.Целевой раздел ……………………………………………………………… 3 1.1 Пояснительная записка ….…………………………………………………..3 1.1.1 Цель программы «Игры с мячом» ..……………………………………… 6 1.1.2 Принципы и подходы …………………………………………………….. 7 1.1.3 Значимые для реализации программы характеристики …………..……. 7 1.1.4 Характеристики особенности развития детей ……………………….….. 8 1.2 Планируемые результаты освоения программы…………………………... 9 1.3 Система оценки результатов освоения программы …………………..…. 10 2. Содержательный раздел …………………………………………………… .12 2.1 Содержание образовательной деятельности …………………………….. 12 2.1.1. Календарно-тематический план для детей 4-5 лет……………………. .12 2.1.2. Календарно-тематический план для детей6-7 лет……………………. .23 2.2 Формы обучения……………………………………………………………..24 2.3 Формы подведения итогов реализации программы……………………….24 3. Организационный раздел .........…………………………………………..…. 24 3.1 Этапы реализации программы ……………....…………………………… .24 3.2 Материально – техническое обеспечение программы ………………..... 25 3.3 Методическое обеспечение программы …………………………………..25 3.4 Расписание ………………………………………………………………….25 3.5 Развивающая предметно-пространственная среда ……………………….26 1.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Основанием для разработки рабочей программы являются следующие нормативные правовые документы: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным 7 общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования". - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (с изм. от 04.04.2014) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.304913 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". - Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детский сад компенсирующего вида № 569. Данная программа написана на основании программы «Школа мяча» Н.И.Николаевой. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Актуальность программы: Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития. Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности в детском саду необходимо организовывать занятия по интересам физкультурноспортивной направленности. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании, отбивании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование психических процессов: силы, уравновешенности, подвижности. Совместное выполнение упражнений с мячом ( в парах, втроём, в кругу ) – прекрасная школа приобщения ребёнка к коллективу. В играх, которые проводятся в команде, он учится слаженно работать с партнёрами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Поэтому упражнения с мячом занимают одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми и стали основой для составления данной программы. Программа обеспечивает достижения воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им в дальнейшем основной общеобразовательной Программой начального общего образования по предмету «Физическая культура». 1.1.1. Цель программы «Школа мяча» Овладение детьми действиями с мячом на более высоком уровне, умением играть в спортивные игры с мячом, развитие у дошкольников «чувства мяча». Задачи: Оздоровительные: –сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие –способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей Образовательные: -познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивных игр: баскетбол, пионербол, волейбол, футбол -учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила, выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом Развивающие: -развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер -формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, забрасывание в корзину, подача мяча, блокирование, ведение мяча ногами, удар по воротам и умение применять их в игровой ситуации -развивать способность действовать мячом на достаточно высоком уровне. Воспитательные: -формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни – воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели -воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей. 1.1.2. Принципы и подходы: -поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства -реализация программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности -принцип индивидуально-дифференцированного подхода; индивидуализации дошкольного образования -принцип гармоничности образования -поддержка инициативы детей в различных видах деятельности -сотрудничество Организации с семьёй -возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенности и особенностям развития) -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 1.1.3. Значимые для реализации программы характеристики: ловкость, быстрота, выносливость, ориентация в пространстве. 1.1.4. Характеристики особенностей развития детей: Возрастной период от 4 – 7 лет называют периодом «первого вытяжения»; за один год ребёнок может вырасти до 7 – 10 см., на протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200 г, а роста – 0,5 см. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к пяти – шести годам ещё не завершено. В этом возрасте у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании. В возрасте 5-7 лет улучшается координация движений. Дети способны выполнять упражнения более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию взрослого или требуемой ситуацией. В этом возрасте совершенствуются основные процессы ЦНС: возбуждение и особенно торможение, и несколько легче формируются все виды условного торможения. Интенсивно формируется сердечно – сосудистая система. Средняя частота пульса к 6-7 годам составляет 92-95 ударов в минуту. Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от таковых от взрослого. Жизненная ёмкость лёгких невелика, поэтому он дышит чаще, в среднем 25 раз в минуту. Исследования по определению общей выносливости детей (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной систем у детей этого возраста достаточно высокие. 1.2. Планируемые результаты освоения программы Ребёнок выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание). Ребёнок умеет перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 м), из положения сидя ноги скрёстно, через сетку. Ребёнок может бросать мяч вверх, о пол, ловить его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, с поворотами. Ребёнок легко отбивает мяч правой и левой рукой поочередно на месте и в движении, перебрасывает набивные мячи. Ребёнок владеет метанием на дальность (6-12 м) левой и правой рукой; метанием в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя); метанием в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м); метанием в движущуюся цель. Ребёнок освоил элементы спортивных игр: Баскетбол -умеет передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча) -умеет перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении -умеет ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон -умеет забрасывать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча -умеет вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь по сигналу Волейбол -умеет выполнять отбивание мяча после подачи соперника через сетку -умеет производить подачу надувного мяча одной рукой снизу, сверху -выполняет простейшие правила игры. Футбол -умеет передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте -умеет вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота Пионербол -умеет производить подачу из-за лицевой линии -умеет выполнять бросок через сетку из разных частей площадки -способен выполнять игровые действия в команде -правильно реагирует на свисток и жесты судьи 1.3 Система оценки результатов освоения программы Метод диагностики: тестовые задания на выявление уровня владения мячом. Критерии оценки выполнения: 3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован; 2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован; 1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении; 0 баллов – отказ от выполнения движения. Диагностика по определению уровня усвоения программы (первый год обучения) Высокий уровень – от 22 до 27 баллов. Средний уровень – от 13 до 21 балла. Низкий уровень – от 0 до 12 баллов. Диагностика по определению уровня усвоения программы (второй год обучения). Высокий уровень – от 24 до 30 баллов. Средний уровень – от 14 до 23 баллов. Низкий уровень – от 0 до 13 баллов. 2. Содержательный раздел 2.1.Описание образовательной деятельности На занятиях и вне занятий: – проведение бесед об истории и правилах спортивных игр с мячом – демонстрация мультимедийных презентаций о видах спорта, правилах игры и т.д., просмотр мультфильмов на спортивную тематику, видеороликов фрагментов уроков физкультуры для детей начальных классов школы – освоение детьми техникой игры в пионербол, баскетбол, футбол, волейбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнёру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения) – перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами – применение мелких предметов для развития мелких мышц рук – использование различных видов мячей для ОРУ – использование дыхательных упражнений – проведение ритмической гимнастики – использование упражнений на расслабление. 2.1.1. Календарно-тематический план для детей 4-5 лет СЕНТЯБРЬ Задачи Занятие 1-2 1.Познакомить детей с различными видами мячей, с историей возникновения мяча. 2.Учить сочетать замах с броском при метании. 3.Развивать глазомер, точность движения. 4. Соблюдать правила игры с мячом. 5. Выявить исходные данные психомоторного развития ребёнка. МОНИТОРИНГ Занятие 3-4 1 Часть: Ходьба с заданием 1 Часть: для рук, подскоки и Ходьба на носках, на прыжки на двух пятках, с высоким ногах с подниманием колен. Бег. продвижением Подскоки и прыжки на вперёд. Ходьба. двух ногах с 2 Часть: продвижением вперёд. ОРУ с большим Ходьба. мячом. 2 Часть: Упр-е для кистей рук ОРУ с массажным с мячиком для пингмячом. понга. Упр-е для кистей рук с ОВД попрыгунчиком. 1.Катание мяча П/И «Брось – догони». «змейкой» между П/И «Подбрось – предметами. поймай». 2.Бросание малого Дых. упр-е мяча вверх и ловля «Носик балуется». его одной рукой. 3 Часть: П/И «Попади в Презентация цель». «Мячик, мячик, ты П/И «Шмель». откуда?» Дых. упр-я «Смешинка» «Шарик лопнул». 3 Часть: Релаксация «Пляж» (3) «Волшебный сон» (4). ОКТЯБРЬ Задачи Занятие 1-2 Занятие 3-4 1.Учить отбивать мяч о пол двумя руками, стоя на месте; прокатывать с горки; подбрасывать и ловить с хлопком в ладоши. 2.Учить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений. 3.Побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремлению к качественному выполнению движения. 1 Часть: Ходьба приставным шагом боком, прямо. Бег «покажи пятки». Ходьба. 2 Часть: ОРУ с малым резиновым мячом. Упр-е для кистей рук с брусочком. ОВД 1.Отбивание мяча о пол двумя руками, стоя на месте. 2.Прокатывание мяча с горки. П/И «Мяч сквозь обруч». П/И «Ловишки с мячом». Дых. упр-я «Подуй на листик» «Летят мячи». 3 Часть: Релаксация «Змейки греются на солнышке» (1) «Опавшие листики» (2). 1 Часть: Ритмическая гимнастика «Весёлая клоунада». 2 Часть: ОРУ с надувным мячом. Упр-е для кистей рук с пластмассовым массажным мячиком. ОВД 1.Подбрасывание мяча вверх и ловля его с хлопком. 2.Самостоятельные игры с мячами. П/И «Мяч среднему». П/И «Быстрый мячик». Дых. упр-я «Ветер и листья» «Ёжик». 3 Часть: Релаксация «Ковёр – самолёт» (3) Просмотр мультфильма «Топчумба» (4). НОЯБРЬ Задачи Занятие 1-2 Занятие 3-4 1.Учить бросать и ловить мяч друг другу из положения сидя; забрасывать мяч в баскетбольную корзину, принимая правильную стойку. 2.Познакомить со спортивными играми с мячом. 3.Воспитывать желание заниматься в команде. 1 Часть: 1 Часть: Ходьба семенящим Ритмическая шагом, широким шагом, гимнастика с поворотом кругом. «Антошка». Подскоки, боковой 2 Часть: галоп. Ходьба. ОРУ с фитболом. 2 Часть: Упр-е для кистей рук с ОРУ с малым карандашом. пластмассовым мячом. ОВД Упр-е для кистей рук со 1.Бросание мяча вверх и шнурком. ловля его двумя руками ОВД (10 раз подряд). 1.Бросание и ловля мяча 2.Прокатывание мяча друг другу из положения по полу между сидя. предметами «змейкой», 2.Забрасывание мяча в до ориентира, вокруг баскетбольную корзину. ориентиров. П/И «Ловкая пара». П/И «Мяч в кругу». П/И «Мяч вдогонку». П/И «Догони мяч». Дых. упр-я Дых. упр-я «Каша кипит» «Лесной воздух» «Дует ветер». «Маятник». 3 Часть: 3 Часть: Релаксация Релаксация «Аромапалочка» (1) «Тёплая ванна» (3) «Каждый спит» (2). Презентация «Виды спорта с мячом» (4). ДЕКАБРЬ Задачи Занятие 1-2 1.Учить детей бросать мяч вверх и 1 Часть: ловить его с поворотом кругом; Ходьба с заданием бросать мяч друг другу с хлопком; для рук, ходьба отбивать мяч двумя руками, шагая «пингвин». Бег в прямом направлении и сохраняя «лошадки». Ходьба. равновесие; метать малый мяч в 2 Часть: верт. цель. ОРУ со средним Занятие 3-4 1 Часть: Ритмическая гимнастика «Барби». 2 Часть: ОРУ с воздушным шаром. 2.Учить соблюдать правила игры. мячом. Упр-е для кистей рук 3.Воспитывать внимательность и Упр-е для кистей рук с брусочком. заботу друг к другу. с попрыгунчиком. ОВД ОВД 1.Отбивание мяча о 1.Бросание мяча пол двумя руками, вверх и ловля его с продвигаясь вперёд поворотом кругом. шагом в прямом 2.Бросание мяча друг направлении ( R-5м). другу с хлопком. 2.Метание малого П/И «Закати мяч в мяча в верт. цель (hобруч». 2 м). П/И «Передай мяч». П/И «Не упусти Дых. упр-я шарик». «На турнике» П/И «Мяч об пол». «Подуй на Дых. упр-я снежинку». «Хлопушка» 3 Часть: «Молодцы». Релаксация 3 Часть: «Звери спят, птицы Релаксация спят»(1) «Фея сна» (3) «Колыбельная» (2). Просмотр мультфильма «Дедушка и внучек» (4). ЯНВАРЬ Задачи Занятие 1-2 Занятие 3-4 1.Учить бросать мяч друг другу и при ловле делать поворот; метать мячи разного веса правой левой рукой; отбивать мяч о стенку разными способами; метать мяч в горизонт. цель. 2.Развивать физические качества (настойчивость, решительность, целеустремлённость). 1 Часть: 1 Часть: Ходьба в парах, с Ритмическая высоким гимнастика подниманием колен. «Буратино». Медленный бег. 2 Часть: Ходьба. ОРУ с малым 2 Часть: резиновым мячом. ОРУ с цветным Упр-е для кистей клубком. рук с цилиндром. Упр-е для кистей ОВД рук с 1.Отбивание мяча о пластмассовым стенку с хлопком, с массажным поворотом, мячиком. отскоком от пола. ОВД 2.Забрасывание 1.Бросание мяча малого мяча в друг другу и ловля напольную корзину. его с поворотом П/И «Подвижная кругом. мишень». 2.Метание вдаль П/И «Быстрый мячей разного веса мячик». и размера правой и Дых. упр-я левой рукой. «Вырасти большой» П/И «Кати в цель». «Стёклышко». П/И «Ловкая пара». 3 Часть: Дых. упр-я Релаксация «Дровосек» «Сказочный сон» «Ах!». (3) 3 Часть: Просмотр Релаксация мультфильма «Неженка» (4). «Снежинки» (1) «В царстве Снежной Королевы» (2). ФЕВРАЛЬ Задачи Занятие 1-2 Занятие 3-4 1.Учить бросать мяч друг другу и ловить его в движении; с отскоком от пола; прокатывать мяч правой и левой ногой, сохраняя равновесие. 2.Развивать глазомер. 3.Воспитывать желание радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей. 1 Часть: 1Часть: Ходьба «змейкой» Ритмическая поперёк зала, на гимнастика корточках. Бег «Cocolate». «верёвочка». Ходьба. 2 Часть: 2 Часть: ОРУ со средним ОРУ с малым мячом. пластмассовым мячом. Упр-е для кистей Упр-е для кистей рук со рук с карандашом. шнурком. ОВД ОВД 1.Бросание мяча 1.Бросание мяча друг друг другу и ловля другу и ловля его в его с отскоком от движении. пола. 2.Прокатывание мяча 2.Метание мяча в правой и левой ногой горизонт. цель. между предметами. П/И «Мяч в П/И «Попади в ворота». корзину». П/И «Мяч по дорожке». П/И «Ловишки с Дых. упр-я мячом». «Мыльные пузыри» Дых. упр-я «Апчхи!». «Гармошка» 3 Часть: «Партизаны». Релаксация 3 Часть: «Спящий котёнок» (1) Релаксация «Звёздочки на небе» (2). «Сосульки тают» (3) Просмотр мультфильма «Упрямый ослик» (4). МАРТ Задачи Занятие 1-2 1.Учить отбивать мяч одной 1 Часть: рукой; прокатывать его ногой Ходьба на носках, между предметами; пятках. Бег с высоким перебрасывать друг другу подниманием колен через шнур. «лошадки». Ходьба. 2. Развивать физические 2 Часть: качества (быстроту, силу, ОРУ с фитболом. ловкость). Упр-е для кистей рук с 3.Поддерживать интерес к брусочком. различным видам спорта. ОВД 1.Отбивание мяча одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперёд. 2.Прокатывание мяча правой и левой ногой между предметами. Занятие 3-4 1 Часть: Ритмическая гимнастика «Знаменитое кантри». 2 Часть: ОРУ с воздушным шаром. Упр-е для кистей рук с цилиндром. ОВД 1.Забрасывание мяча в баскетбольную корзину. 2.Перебрасывание мяча друг дугу через шнур. П/И «Догони мяч». П/И «Ловкая пара». Дых. упр-я «Обед» «Насос». 3 Часть: Релаксация «Подводный мир» (1) «У лесного ручья» (2). П/И «Мяч навстречу мячу». П/И «Успей поймать». Дых. упр-я «Художники» «Дятел». 3 Часть: Релаксация «Аромапалочка» (3) Просмотр мультфильма «С бору по сосенке» (4). АПРЕЛЬ Задачи Занятие 1-2 Занятие 3-4 1.Учить элементам спортивных игр с мячом. 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Воспитывать положительные качества личности (инициативность, самостоятельность, активность). 1 Часть: Ходьба спиной вперёд, парами. Бег с выбрасыванием прямых ног вперёд. Ходьба. 2 Часть: ОРУ с надувным мячом. Упр-е для кистей рук с пластмассовым массажным мячом. ОВД 1.Отбивание мяча о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от пола. 2.Перебрасывание мяча через шнур в команде (элементы пионербола). П/И «Послушный мяч». Дых. упр-я «Дуем друг на друга» 1 Часть: Ритмическая гимнастика «Детская танцевальная». 2 Часть: ОРУ с цветным клубком. Упр-е для кистей рук с мячиком для пингпонга. ОВД 1.Перебрасывание мяча через сетку в команде (элементарный пионербол). П/И «Ты катись, катись, наш мячик». Дых. упр-я «Ныряльщики» «Осы». 3 Часть: «Полёт в космос». 3 Часть: Релаксация «Волшебный сон» (1) «Тайны космоса» (2). Релаксация «Путешествие на облаке» (3) Просмотр мультфильма «Как утёнок- музыкант научился играть в футбол»(4) МАЙ Задачи Занятие 1-2 Занятие 3-4 1.Развивать 1 Часть: Физкультурный досуг двигательную Ритмическая совместно с детьми активность. гимнастика подготовительной группы 2.Воспитывать 2 Часть: «Мы – спортсмены». положительные ОРУ с большим мячом. МОНИТОРИНГ эмоции. Упр-е для кистей рук с 3.Определить уровень попрыгунчиком. владения мячом. ОВД Самостоятельные игры с мячами. Дых. упр-я «Сирень» «Песенка». 3 Часть: Релаксация «Цветы распускаются» (1) «Загораем» (2). 2.1.2. Календарно-тематический план для детей 6-7 лет СЕНТЯБРЬ Задачи Занятие 1-2 МОНИТОРИНГ 1.Учить детей метать мяч в горизонтальную 1Часть: цель; вдаль с нескольких Ходьба широким и шагов. мелким шагом. Бег с Занятие 3-4 1 Часть: Ходьба с высоким подниманием колен, с перекатом с пятки на 2.Развивать глазомер, двигательную активность детей. 3.Воспитывать желание заниматься спортом. изменением темпа. Ходьба. 2 Часть: ОРУ с массажным мячом. Упр-е для кистей рук с попрыгунчиком. ОВД 1.Катание мяча в заданном направлении. 2.Метание малого мяча в горизонт. цель правой левой рукой с R 4-5 м. П/И «Горизонтальная мишень». П/И «Точный удар». Дых. упр-е «Носик балуется» 3 Часть: Релаксация «Пляж». носок. Бег мелким и широким шагом. Ходьба. 2 Часть: ОРУ с большим мячом. Упр-е для кистей рук с мячиком для пинг-понга. ОВД 1.Метание вдаль малого мяча с нескольких шагов. 2.Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками. П/И «Попади и поймай». П/И «Мяч навстречу мячу». Дых. упр-я «Смешинка» «Шарик лопнул». 3 Часть: Релаксация «Волшебный сон» (3) Презентация «Как стать спортсменом» (4). ОКТЯБРЬ Задачи Занятие 1-2 Занятие 3-4 1.Учить детей метать мяч в цель из разных исходных положений. 2.Развивать физические качества (быстроту, ловкость, выносливость). 3.Воспитывать красоту, грациозность движений. 1 Часть: Ходьба приставным шагом вправо и влево. Боковой галоп. Ходьба. 2 Часть: ОРУ с малым резиновым мячом. Упр-е для кистей рук с брусочком. ОВД 1.Метание в цель из разных исходных положений: стоя на 1 Часть: Ритмическая гимнастика «Дождя не боимся». 2 Часть: ОРУ с надувным мячом. Упр-е для кистей рук с пластмассовым массажным мячиком. ОВД 1.Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой. 2.Прыжки с зажатым между коленями мячом. коленях, сидя, лёжа. 2.Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками. П/И «Не упусти мяч». П/И «Догони мяч». Дых. упр-я «Подуй на листик» «Летят мячи». 3 Часть: Релаксация «Змейки греются на солнышке» (1) «Опавшие листья» (2). П/И «Закати мяч». П/И «Выстрели мячом». Дых. упр-я «Ветер и листья». 3 Часть: Релаксация «Ковёр – самолёт» (3) Просмотр мультфильма «Спортландия» (4). НОЯБРЬ Задачи Занятие 1-2 Занятие 3-4 1.Учить метать мяч правой и левой рукой, отбивать мяч о пол, двигаясь «змейкой». 2.Развивать глазомер, учить принимать правильную стойку при забрасывании мяча в корзину. 3.Воспитывать стремление детей объединяться в команды для подвижных игр по собственному предпочтению. 1 Часть: Ходьба с высоким подниманием колен. Бег «змейкой» поперёк зала. Ходьба. 2 Часть: ОРУ с малым пластмассовым мячом. Упр-е для кистей рук со шнурком. ОВД 1.Метание вдаль мяча с R6-12 м. 2.Отбивание мяча о пол, двигаясь «змейкой» между предметами. П/И «Ловишки с мячом». П/И «Не задень мяч». Дых. упр-я «Каша кипит» «Ветер дует». 3 Часть: 1 Часть: Ритмическая гимнастика «Амана кукарела». 2 Часть: ОРУ с фитболом. Упр-е для кистей рук с карандашом. ОВД 1.Бросание мяча от груди, через голову. 2.Забрасывание мяча в баскетбольную корзину. П/И «Стоп». П/И «Гонка мячей по кругу». Дых. упр-я «Лесной воздух» «Маятник». 3 Часть: Релаксация «Аромапалочка» (1) «Каждый спит» (2). Релаксация «Тёплая ванна» (3) Просмотр мультфильма «Тихая поляна» (4). ДЕКАБРЬ Задачи Занятие 1-2 Занятие 3-4 1.Учить детей выполнять движения под ритмичную музыку. 2.Продолжать учить подбрасывать мяч и ловить его с поворотом кругом. 3.Развивать двигательную активность детей. 4.Воспитывать чувство товарищества. 1 Часть: Ходьба спиной вперёд, с заданием для рук. Бег с захлёстыванием голени. Ходьба. 2 Часть: ОРУ со средним мячом. Упр-е для кистей рук с попрыгунчиком. ОВД 1.Бросание мяча друг другу и ловля его с поворотом кругом. 2.Отбивание мяча о пол двумя руками, продвигаясь вперёд бегом. П/И «Мяч по кочкам». П/И «Играй, играй, мяч не теряй». Дых. упр-я «На турнике» «Подуй на снежинку». 3 Часть: Релаксация «Звери спят, птицы спят» (1) «Колыбельная» (2). 1 Часть: Ритмическая гимнастика «Звёзды Новый год развесил». 2 Часть: ОРУ с воздушным шариком. Упр-е для кистей рук с брусочком. ОВД 1.Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от пола. Спортивная игра «Пионербол». П/И «Проведи мяч». П/И «Поймай мяч». Дых. упр-я «Хлопушка» «Молодцы». 3 Часть: Релаксация «Фея сна» (3) Просмотр видеоролика с урока физкультуры учеников начальной школы (4). ЯНВАРЬ Задачи Занятие 1-2 Занятие 3-4 1.Учить детей метать мяч 1 Часть: 1 Часть: в горизонт. цель; бросать и Ходьба с Ритмическая гимнастика ловить мяч от стены перешагиванием «Позитив». разными способами. через предметы. Бег с 2 Часть: 2.Развивать двигательную преодолением ОРУ с цветным клубком. активность детей и препятствий. Ходьба. Упр-е для кистей рук с глазомер. 2 Часть: цилиндром. 3.Учить метать мяч ОРУ с малым ОВД разного веса и размера. резиновым мячом. 1.Бросание и ловля мяча от 4.Воспитывать волевые Упр-е для кистей рук стены с разными качества личности с пластмассовым заданиями: с отскоком от (целеустремлённость, массажным мячиком. пола, с поворотом кругом, с выдержку). ОВД перепрыгиванием через 1.Отбивание мяча о отскочивший мяч. пол одной рукой, 2.Отбивание мяча о пол, продвигаясь вперёд. продвигаясь по кругу. 2.Метание вдаль П/И «Мяч по дорожке». мячей разного веса и П/И «Ты катись, катись, размера правой и наш мячик». левой рукой. Дых. упр-я П/И «Не упусти «Вырасти большой» шарик». «Стёклышко». П/И «Послушный 3 Часть: мяч». Релаксация Дых. упр-я «Сказочный сон» (3) «Дровосек» Просмотр мультфильма «Ах!». «Необыкновенный матч» (4). 3 Часть: Релаксация «Снежинки» (1) «У Снежной Королевы» (2). ФЕВРАЛЬ Задачи Занятие 1-2 1.Продолжать учить детей 1 Часть: выполнять упражнения с Ходьба парами, с Занятие 3-4 1 Часть: Ритмическая мячом в парах. 2.Развивать красоту, плавность движений под музыку. 3.Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнований. заданиями для рук. Бег « покажи пятки». Ходьба. 2 Часть: ОРУ с пластмассовым малым мячом. Упр-е для кистей рук со шнурком. ОВД 1.Бросание мяча друг другу с хлопком, с отскоком, от груди, из-за головы. 2.Прокатывание мяча ногами по прямой с попаданием в воротца. П/И «Передал – садись». П/И «Выстрели мячом». Дых. упр-я «Мыльные пузыри» «Апчхи!». 3 Часть: Релаксация «Спящий котёнок» (1) «Звёздочки на небе» (2). гимнастика «Наша армия самая сильная». 2 Часть: ОРУ со средним мячом. Упр-е для кистей рук с карандашом. ОВД 1.Прокатывание мяча ногами «змейкой» между предметами. 2.Прокатывание мяча ногами с передачей друг другу. П/И «Кто быстрее». П/И «Попади в цель». Дых. упр-я «Гармошка» «Партизаны». 3 Часть: Релаксация «Сосульки тают» (3) Просмотр мультфильма «Болек и Лёлек. Зимняя Олимпиада» (4). МАРТ Задачи Занятие 1-2 1.Продолжать учить 1 Часть: детей бросать мяч Ходьба гимнастическим через сетку. шагом. Бег врассыпную с 2.Учить детей играм с остановкой по сигналу. элементами футбола и Ходьба. волейбола. 2 Часть: 3.Развивать ОРУ с воздушным физические качества шариком. (быстроту, силу, Упр-е для кистей рук с ловкость). брусочком. Занятие 3-4 1 Часть: Ритмическая гимнастика «Мы маленькие дети». 2 Часть: ОРУ с фитболом. Упр-е для кистей рук с цилиндром. ОВД 1.Удерживание мяча на голове как можно дольше. 4.Воспитывать ОВД 2.Отбивание мяча чувство товарищества. 1.Метание мяча в коленом. движущуюся цель правой и П/И «Мы – футболисты». левой рукой. Дых. упр-я 2.Бросание мяча друг другу «Художники» через сетку. «Дятел». П/И «Волейбол с 3 Часть: воздушными шарами». Релаксация П/И «Не упусти шарик». «Аромапалочка» (3) Дых упр-я Просмотр видеоролика с «Обед» урока физкультуры «Насос». учеников начальной школы (4). 3 Часть: Релаксация «Подводный мир океана»(1) «У лесного ручья» (2). АПРЕЛЬ Задачи Занятие 1-2 Занятие3-4 1.Учить детей прокатывать мяч, попадая в ворота; забрасывать мяч в баскетбольную корзину. 2.Обучать детей спортивным играм с выполнением простейших правил. 3.Воспитывать интерес к спортивным играм. 1 Часть: 1 Часть: Ходьба «змейкой» поперёк Ритмическая зала. Бег с выбрасыванием гимнастика прямых ног вперёд. «Intro». Ходьба. 2 Часть: 2 Часть: ОРУ с цветным ОРУ с надувным мячом. клубком. Упр-е для кистей рук Упр-е для кистей рук с пластмассовым с мячиком для пингмассажным мячиком. понга. ОВД ОВД 1.Ведение мяча одной 1.Прокатывание мяча рукой на корточках. правой и левой ногой 2.Забрасывание мяча в между предметами. баскетбольную корзину, 2.Ведение мяча стараясь увести мяч у ногой, стараясь соперников (элементы увести его у баскетбола). соперника. П/И «Волейбол с надувным мячом». П/И «Быстро отвечай». Дых. упр-я «Дуем друг на друга» «Полёт в космос». 3 Часть: Релаксация «Волшебный сон» (1) «Тайны космоса» (2). П/ И «Элементарный футбол». П/И «Съедобное несъедобное». Дых. упр-я «Ныряльщики» «Осы». 3 Часть: Релаксация «Путешествие на облаке» (3) Просмотр мультфильма «Футбольные звёзды» (4). МАЙ Задачи Занятие 1-2 Занятие 3-4 1.Совершенствовать навык ведения мяча. 2.Развивать двигательную активность детей. 3.Воспитывать положительные эмоции. 4.Определить уровень владения мячом. 1 Часть: Физкультурный досуг Ритмическая совместно с детьми гимнастика старшей группы «Мы – спортсмены». «Чунга – чанга». 2 Часть: ОРУ с большим мячом. Упр-е для кистей рук с МОНИТОРИНГ попрыгунчиком. ОВД Самостоятельные игры с мячами. Дых. упр-я «Сирень» «Песенка». 3 Часть: Релаксация «Цветы распускаются» (1) «Загораем» (2). 2.2. Формы обучения. Для обучения детей действиям с мячом организуются специальные занятия, которые имеют традиционную структуру и состоят из трёх частей: 1 Часть (вводная) включает в себя различные виды ходьбы и бега или комплекс ритмической гимнастики. 2 Часть (основная) состоит из комплекса ОРУ с разными видами мячей, упражнения для кистей рук с мелкими предметами, двух видов ОВД с мячами, подвижных игр и дыхательных упражнений. 3 Часть (заключительная) организовывается в виде релаксации или просмотра презентаций, видеороликов, мультфильмов. 2.3. Формы подведения итогов реализации программы – итоговые занятия – игры, эстафеты – физкультурные досуги – районные соревнования – оформление фотостенда 3. Организационный раздел 3.1. Этапы реализации программы. Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Школа мяча» рассчитана на два года: первый для детей 4-5 лет, второй – для детей 6-7 лет. Обучение дошкольников в «Школе мяча» проходит поэтапно. На каждом занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность. Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением взрослым необходимых действий с мячом. Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребёнка доминирующую роль играют зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение сопровождается наглядным показом взрослого и многократным повторением упражнений. Обучение в «Школе мяча» состоит из трёх этапов: начального, углубленного разучивания и совершенствования двигательных умений и навыков. Этап начального обучения На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом для развития координации движений, развивают умение следить за траекторией полёта мяча, вырабатывают быструю ответную реакцию на летящий мяч. Этап углубленного разучивания На этом этапе дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом; их действия принимают направленный и осознанный характер. Этап углубленного разучивания упражнений характеризуется уточнением и совершенствованием техники выполнения. Этап закрепления и совершенствования двигательных знаний и навыков Это этап закрепления полученных знаний, умений и навыков владения мячом в спортивных играх и эстафетах. Этап совершенствования упражнений можно считать завершённым, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. 3.2. Материально – техническое обеспечение программы Для реализации программы «Школа мяча» в детском саду имеется спортивный зал. Оборудование соответствует требованиям программы. Технические средства обучения: -магнитофон -CD-диски (музыка для ходьбы, бега, ритмической гимнастики, релаксации) -флеш-карта (презентации, видеоролики, мультфильмы) 3.3. Методическое обеспечение программы: сайт books.academic.ru: 1. Наталия Николаева Школа мяча; 2. С. Е. Шивринская Школа мяча. Методические рекомендации по организации кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста. 3.4. Расписание. Возраст Кол-во Кол-во День Длительность Время занятий в занятий в несдели условного часа проведения неделю год 4-5 лет старшая группа 1 36 Среда 25 минут 15.45-16.10 1 6-7 лет подготовительная группа 36 Пятница 30 минут 15.45-16.10 3.5 Развивающая предметно – пространственная среда: № НАЗВАНИЕ Количеств о штук 1 Музыкальный центр 1 2 Кегли цветные 12 3 Набивные мячи цветные (большие) 1кг. 10 4 Мячи набивные (малые) 1 кг. 4 5 Гимнастический мат 150х80 2 6 Гимнастический мат 125х58 1 7 Гимнастические палочки 76 см 17 8 Гимнастические палочки 55 см 18 9 Обручи разного диаметра 63 10 Ворота для подлезания 10 11 Стойки для гимнастических палок и обручей 2 12 Стойки – корзины для мячей 4 13 Мячи резиновые (малые) 12 14 Мячи резиновые (средние) 32 15 Мячи тряпичные с погремушкой внутри 2 16 Мячи массажные 21 17 Мячи баскетбольные (мини) 16 18 Мячи баскетбольные (большие) 5 19 Мячи волейбольные 3 20 Мячи футбольные 5 21 Мячи фитболы 10 22 Гимнастические коврики 13 23 Ворота для подлезания мягкие 2 24 Труба – тоннель мягкая 1 25 Модули - бревна мягкие 3 26 Стойка баскетбольная 1 27 Корзины для инвентаря 4 28 Модули прямоугольные- кирпичик 29х13 5 29 Модули треугольные (большие) 4 30 Модули треугольные (малые) 4 31 Модули прямоугольные для перешагивания 40х18 2 32 Модули прямоугольные 98х24 4 33 Модули прямоугольные 89х15 2 34 Модули круглые разного диаметра 8 35 Модули прямоугольные - кирпичики 29х9 4 36 Модули – квадраты 19х19 3 37 Модули - конусы 4 38 Стойки - конусы 22 39 Канат 1 40 Шнур 1 41 Веревка для перебрасывания мячей и мешочков 1 42 Кубики цветные (разного размера) 60 43 Гантели пластмассовые 21 44 Кольца для кольцеброса 29 45 Мешочки для метания в зале 24 46 Мешочки для метания на улице 24 47 Султанчики 40 48 Платформы – балансиры с шипами 16 49 Степ – платформы 16 50 Тоннели 2 51 Клюшки 4 52 Цветные ленты на кольцах 50 53 Ребристая дорожка 1 54 Мешочки с пуговками 24 55 Веревочки косички 30 56 Лыжи 20 пар 57 Ящики пластмассовые для инвентаря 4 58 Ведерки пластмассовые 3 59 Машины пластмассовые грузовые 2 60 Комочки (снежные) для метания 24 61 Ракетки для бадминтона 2 62 Ковшики с воланами (для конкурсов) 14 63 Палки – лошадки (для эстафет) 2 64 Свисток 1 65 Секундомер 1 66 Рулетка 1 67 Жираф деревянный 1 68 Корзина складная 2 69 Насос ручной 3 70 Теннисный стол 1 72 Ракетки для настольного тенниса 14 73 Сетка для теннисного стола 1 74 Корзина складная 2 75 Мячики для настольного тенниса 8