Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Подготовка к школе

Рабочая программа составлена на основе программы
«Преемственность. Подготовка к школе»
Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Пояснительная записка
Рабочая программа по подготовке к школе детей 5,5-7 лет разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального
общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность»
(программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.:
Просвещение, 2016), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность
между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с
одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это
обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к
первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен
быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита
мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной
активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы
психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными
навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми
компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД,
предложенными федеральными стандартами начального общего образования,
составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к
школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его
физических, социальных и психологических функций, необходимых для
систематического обучения в школе.
Основные задачи: развитие личностных качеств; сохранение и укрепление
здоровья; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой
активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие
умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий
характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить
специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);

обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень
знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего
развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к
произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности
продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной
деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом
индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности;
развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование
духовно-нравственных
установок
и
ориентаций;
развитие
устойчивой
психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих,
обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и
последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность;
наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром;
использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства,
произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий;
многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная,
художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая
деятельность:
игра;
продуктивная,
творческая
деятельность;
конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования:
анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
осуществление классификации; установление аналогии.
Программа состоит из следующих курсов:
Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная
литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных
видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического
слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц
двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как
единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению
письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство
юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными
жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить
наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его
существенные и несущественные характеристики, понимать относительность
свойства, делать основные выводы.
Курс «От рисунка к букве» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики
рук, формирование графических навыков, развитие координации движений, и таких

процессов, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
Место занятий в учебном плане
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих
курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «От рисунка к
букве». Адаптационные занятия организуются на базе детского сада № 569 и имеют
следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 10 минут с 5-минутным перерывом. Программа
рассчитана на 36 недель в год. Срок реализации программы – 2 года.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах
дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные
требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый
класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками:
самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными,
игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет
диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и
взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Планируемые результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы «Преемственность. Подготовка к школе»
предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с
самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и
сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации;
установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от
конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания
в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по
указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными
средствами
общения;
эмоционально-позитивное
отношение
к
процессу
сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции
и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к
школьному обучению.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
















распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по
цвету, по размеру;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с
цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:








устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени,
по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за
услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки,
колыбельные песенки, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

Пояснительная записка к курсу «От слова к букве»
Общая характеристика курса
Рабочая программа для дошкольников (в рамках дополнительных платных
образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н.
А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы
Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального образования.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует
требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального
образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что
учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных
образовательных
программ,
отнесены
к
элементам
дополнительного
(необязательного) содержания.
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к
обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого
создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к
обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Содержание
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный
запас детей: обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими действия, признаки
предметов (точные названия качеств неодушевлённых предметов — материал, форма,
цвет, размер — и одушевлённых — человек: свойства характера, признаки внешности,
поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительноласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова,
стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в
литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке,
рассказе), слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно
описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в
тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения
наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить
краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и
диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание
услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя
(рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях,
рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом

главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в
своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов,
обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения
образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных
видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной
ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки;
обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).
Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих
слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично
и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его
эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки,
скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение
связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать
устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце,
луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать
эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы,
задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине:
описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и
следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному
творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на
этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи,
правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие
темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание
обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы
дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки,
помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, упражнения для
губ, упражнения для языка); произношение звуков русского алфавита, произношение
и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков,
закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному
произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать
звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки
родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с
определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место
звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в
дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей
чёткому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса

(голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному
использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением
звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и
обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и
согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова;
сопоставлять слова по звуковой структуре.
Планируемые результаты:
— правильно произносить все звуки;
— проводить классификацию звуков по их произношению;
— проводить классификацию печатных букв по их элементам;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— уметь ориентироваться на странице тетради.
Место курса «От слова к букве» в учебном плане
Рабочая программа на изучение курса «От слова к букве» рассчитана на 72 занятия
(1 занятие в неделю; 36 учебных недель, срок реализации – 2 года).

Учебно-тематический план
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов
Всего занятий
Добуквенный период 13
5
Осенние странички.
Зимние странички.
3
Весенние странички.
2
Летние странички.
3
Гласные и согласные звуки и 6
буквы.
Двузначные гласные
7

8

Звонкие, глухие,
согласные
Обобщение.

Всего

72 занятия

7

шипящие 44
2

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Программа

Учебник
Дидактические средства для
учащихся
Экранно-звуковые пособия

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность.
Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение,
2016
Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к
школе. - М.: Просвещение, 2016.
Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие
для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.:
Просвещение, 2016.
Видеофильмы, соответствующие содержанию
обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие
содержанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, соответствующие содержaнию обучения
(по возможности).

Календарно – тематическое планирование занятия
по курсу «От слова к букве»
Автор Н. А. Федосовой, 72 часа
Дата КОЛ№
ЗАНЯТИЯ

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

ВО
ЧАСОВ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Осенние странички. 5 ч.
1

Осенние странички. Стихотворение «Осень». Игра:
«Слова-разные». Звуковой анализ слов (зонт, лес).

2

Составление рассказа на тему: «Осень». Стихотворение
«Опустел скворечник». Игра: «Какие слова бывают».
Звуковой анализ слов (лист, туча).

3

Составление рассказа на тему: «Как мы играем».
Стихотворение «В центре нашего двора». Звуковой
анализ слов (игра, игла).

4

Составление рассказа на тему: « Что растёт в саду? А на
огороде? Игры: «Найди лишний предмет». Звуковой
анализ слов (репа, сад).

5

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь, с рассказом: «
Осенняя рыбалка».
Зимние странички. 3 ч.

6

Зимние странички. Составление рассказа по рисунку.
Стихотворение «Белый снег, пушистый». Звуковой
анализ слова (зима).

7

Знакомство с авторской сказкой П. Бажова, «Серебряное
копытце»;

8

Знакомство с рассказом : «Зимовье». Звуковой анализ
слова (волк), с рассказом Е. Чарушина: «Заяц».
Весенние странички. 2 ч.

9

Весенние странички. Знакомство со стихотворением
А.Плещеева «Весна». Отгадывание загадки. Звуковой
анализ слов (весна, лужи).

10

Знакомство с народными сказками: «Лисичка-сестричка и
серый волк», «Котофей Котофеевич»
Летние странички. 3 ч.

11

Летние странички. Знакомство со стихотворением ,
Сурикова «Лето». Составление рассказа по картинке.
Отгадывание загадок о лете.

12

Составление рассказа «Дети в лесу». Знакомство со
стихотворением Я. Акима «Песенка в лесу», с рассказом
В. Бианки: «Купание медвежат».

13

Знакомство с рассказом Э. Мошковской «Суслик,
который хотел быть похожим на Человека.
Гласные и согласные звуки и буквы. 6 ч.

14

Гласные и согласные звуки.Гласный звук (О).
Отгадывание загадок. Разучивание скороговорки.

15

Гласный звук [а], буква А (а). Знакомство с заглавной
буквой «А». Разучивание скороговорки.

16

Гласный звук (У). Разучивание скороговорки. Придумай
загадку об улитке.

17

Гласный звук (ы). Составление сказки о мышонке.
Звуковой анализ слова «крыша», «тыква». Разучивание
скороговорки.

18

Гласный звук (И). Печатание буквы. Игра: «Где
спряталась буква И ?». Разучивание скороговорки.

19

Гласный звук (Э). Печатание буквы. Игра: «Где
спряталась буква Э». Разучивание скороговорки.
Двузначные гласные 7 ч.

20
21
22
23
24
25

Гласная двузначная буква (Я). Печатание буквы. Игра:
«Где спряталась буква Я?». Разучивание скороговорки.
Гласная двузначная буква (Ю). Печатание буквы. Игра:
«Где спряталась буква (Ю)?». Разучивание
скороговорки.
Гласная двузначная буква (Е). Буква Е
(е) в начале слова.
Звуковой анализ слова «ели».

Соотношение звуков и букв в словах
с йотированными гласными.
Составление рассказа «Дети в лесу». Печатание буквы.
Игра: «Где спряталась буква (Е)?». Разучивание
скороговорки.
26

Гласная двузначная буква (Ё). Печатание буквы. Игра:
«Где спряталась буква (Ё) ?». Разучивание
скороговорки.
Звонкие, глухие, шипящие согласные. 44 ч.

27
28
29
30
31
32

33
34

Согласные звуки ( л, л*), Буквы Л, л. Игра: « Найди на
рисунке Л. Разучивание скороговорки.
Согласные звуки ( м, м*), Буквы М, м. Игра: « Найди на
рисунке М», «Доскажи словечко».
Согласные звуки ( н, н*), Буквы Н, н. Игра: « Найди на
рисунке Н», «Доскажи словечко». Разучивание
скороговорки.
Согласные звуки ( р, р*), Буквы Р, р. Игра: « Найди на
рисунке Р», «Доскажи словечко». Разучивание
скороговорки.

35

Чтение слогов и слов с изученными буквами

36-37

Согласные звуки ( в, в*), Буквы В, в. Игра: « Найди на
рисунке В», «Доскажи словечко». Разучивание
скороговорки.

38

Согласные звуки ( Ф, ф*), Буквы Ф, ф.

39
40

Согласные звуки ( З, з*), Буквы З, з.

41
42
43
44
45

Согласные звуки ( С, с*), Буквы С, с. Игра: « Где
спряталась буква С».
Согласный звук [Ш, ш] , Буквы Ш, ш.

46

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Сравнение звуков [ж- ш]

47

Согласные звуки [Б, б*] , Буквы Б, б.

48
49

Согласные звуки [П, п*] , Буквы П, п.

50
51

Согласные звуки [Д, д*] , Буквы Д, д.

52
53

Согласные звуки [Т, т*] , Буквы Т, т.

54
55

Знакомство с буквой Г (г).

56
57

Согласные звуки [К, к*] , Буквы К, к.

58
59

Согласные звуки [Х, х*] , Буквы Х, х.

60

Игра «Найди на рисунках букву Х. Разучивание
скороговорки.

61

Согласный звук [ц] , Буквы Ц, ц.

62

Игра «Найди на рисунках букву Ц. Разучивание
скороговорки. Беседа «Откуда пришли цифры».

63

Согласный звук [щ*] , Буквы Щ, щ.

64

Игра «Найди на рисунках букву Щ. Разучивание
скороговорки.

65

Согласный звук [ч*] , Буквы Ч, ч.

66

Игра «Найди на рисунках букву Ч. Разучивание
скороговорки.

67

Звук [й] , Буквы И, й. Диктант. Чтение сказки «Что вы
знаете о йогах?»

68
69

Буквы твёрдый знак [ъ ], мягкий знак

70

[ь ], Знакомство с авторской сказкой: В. Бианки,
«Хвосты». Письмо печатных букв.
Обобщение. 2ч.

71
72

Чтение слогов и слов с изученными буквами

Пояснительная записка к курсу «Математические ступеньки»
Рабочая программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных
платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе
программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской
программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального образования.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует
требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального
образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что
учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных
образовательных
программ,
отнесены
к
элементам
дополнительного
(необязательного) содержания.
Основными целями обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
-воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение
основных целей:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на
основе овладения несложными математическими методами познания окружающего
мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и
пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять
для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное
суждение, оценивать и принимать суждения других.
Общая характеристика курса
Рабочая программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений
проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его
существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств;
делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для
дальнейшей работы.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки
форм представления материала для математической подготовки детей к школе
положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка,
включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием
возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к
понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется
через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти,
мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные
линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел
натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в
окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в
пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги
и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом
материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания,
восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея —
развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным,
если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной
математическим
содержанием,
направляется
специальным
подбором
и
структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и
увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в
качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр,
метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с
другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям
усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент,
наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур,
зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем
(преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это
необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом,
пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Место курса «Математические ступеньки» в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 72 занятия (1 занятие в неделю, 36 учебных недель,
срок реализации – 2 года).
Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный,
социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в
Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и
отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех
участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива
и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как
регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с
национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию,
а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,
мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как
условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим
поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за
их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим
угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих
возможностей, в частности проявлять

избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других
людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов
обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на
основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия
обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность
саморазвития обучающихся.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать)
результаты измерения величин и

анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-,
видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных
и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,
прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы
и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,
работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять,
анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать
её на принтере).
Учебно-тематический план
№ п/п
1
2
3
4
Всего

Наименование разделов
Всего занятий
Доцифровой период
16
Цифровой период
20
Сложение и вычитание чисел в 27
пределах 10
Простые задачи
9
72 часа

Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый,
треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий;
узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по
расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу,
вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по
материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия,
последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел.
Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности
чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и
последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше,
на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры:
треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательно-логические задания
на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки»,
«Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей,
составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование
одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и
геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и
их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза,
сравнения, построение простых рассуждений и др.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Программа

Учебник
Дидактические средства для
учащихся
Экранно-звуковые пособия

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность.
Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение,
2016
Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к
школе. - М.: Просвещение, 2016
Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное
пособие для подготовки детей к школе. - М.:
Просвещение, 2016.
Аудиозаписи художественного исполнения
изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию
обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие
содержанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, соответствующие содержaнию обучения
(по возможности).

Календарно – тематическое планирование
занятия по курсу «Математические ступеньки»
Автор С.И. Волкова, 72 часа
№
Дата КОЛНАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
ЗАНЯТИЯ
ВО
ЧАСОВ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Доцифровой период (16ч)
1

1ч

Пространственные представления вверху, внизу,
между, слева, справа

2

1ч

Понятия «Больше, меньше, столько же»

2ч

Понятия «Длинее-короче», «выше-ниже»

2ч

Зрительно-пространственная ориентация на листе, в
клетке

2ч

Знакомство с геометрическими фигурами
(треугольник)

2ч

Знакомство с геометрическими фигурами (круг)

11-12

2ч

Знакомство с геометрическими фигурами
(четырехугольник)

13-14

2ч

Знакомство с геометрическими фигурами
(прямоугольник)

15-16

2ч

Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат)

3-4

5-6

7-8

9-10

Цифровой период (20ч)
17

3ч

Число и цифра 1.

18

Число и цифра 2.

19

Число и цифра 3

20-21

2ч

Число и цифра 4.
Число и цифра 5

22-23

2ч

Закрепление состава чисел 1-5

24

4ч

Число и цифра 6.

25

Число и цифра 7.

26

Число и цифра 8.

27

Число и цифра 9.

28-29

2ч

Закрепление состава чисел 6-9

30

2ч

Число и цифра 0. Обратный счет.

31-32

2ч

Закрепление состава чисел 1-9

33-34

2ч

Временные представления. Год.
Временные представления. Месяц.

35-36

2ч

Временные представления. Дни недели, Временные
представления. Сутки
Сложение и вычитание
чисел в пределах 10 (27ч)

37-38

2ч
Действие «сложение». Конкретный смысл сложения.

39-40

2ч

Сложение вида +1

41-42

2ч

Сложение вида +2

43-44

2ч

Сложение вида +3

45-46

2ч

Сложение вида +4

47-48

2ч

Сложение в пределах 10

49-50

2ч

Действие «вычитание». Конкретный смысл
вычитания.

51-52

2ч

Вычитание вида -1

53-54

2ч

Вычитание вида -2

55-56

2ч

Вычитание вида -3

57-58

2ч

Вычитание вида -4

59-60

2ч

Вычитание в пределах 10

61-63

3ч

Сложение и вычитание в пределах 10
Простые задачи (9ч)

64-65

2ч

Решение простых задач на сложение с опорой на
наглядность.
Задания на внимание

66-67

2ч

Решение простых задач на вычитание с опорой на
наглядность.
Задания на внимание

68-69

2ч

Составление и решение простых задач. Сравнение
чисел.

70

1ч

Игра «Путешествие в страну чисел» Повторение

71-72

2ч

Закрепление изученного. Задания на внимание.

Пояснительная записка к курсу «От рисунка к букве»
Рабочая программа по обучение письму для дошкольников (в рамках
дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе)
разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность.
Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Я
готовлюсь к письму», в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального образования.
Подготовка к письму «Я готовлюсь к письму», предполагает работу по
комплекту пособий Н. Федосовой «Я готовлюсь к письму», который
дополняет программу «От слова к букве». Комплект состоит из 2 тетрадей: "От
рисунка к букве", «Мои первые буквы". Курс предназначен для подготовки
детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Работая по
ним, дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном
пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по
намеченному контуру. Задания в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией
печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию
движений, аналитические способности, формируют графические навыки
детей.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над
совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при
подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме
развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен
двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты
координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие
пространства,
внимание,
воображение,
память,
мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и
двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в
пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна
ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что
складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это
отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно
зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его
воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует
довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма
полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает
тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки
детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический

характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку
приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию
тонкой моторики и развитию координации движений.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это,
например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово»,
«Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори
быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови
звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению
письму и развивает их аналитические способности. Работа по
конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур,
элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы
различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую
моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию
форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение
общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание
недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное
пространство, пальчиковую гимнастику и др
Задачи подготовки к обучению письму:
 готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру
узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии
и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для
пальцев;
 знакомить с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с
положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить
работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать
пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо;
 знакомить с контуром предмета и его особенностями;
 знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой;
 моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной
конфигурации.
Планируемые результаты:
Соблюдать элементарные гигиенические правила.
Ориентироваться на странице тетради.
Отличать буквы от звука.
Отличать заглавные и строчные буквы.
Отличать прописных букв от печатных.

Печатать буквы
Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево
и т.д.
Ориентироваться на странице тетради
Знать конфигурацию печатных букв.
Место курса «От рисунка к букве» в учебном плане
Рабочая программа на изучение курса «От слова к букве» рассчитана на 72
занятия (1 занятие в неделю; 36 учебных недель. Срок реализации – 2
года).
Учебно-тематический план
№ п/п
1
2
3
4
5
Всего

Наименование разделов
Добуквенный период
Гласные и согласные звуки и буквы.
Двузначные гласные
Звонкие, глухие, шипящие согласные
Обобщение
72 часа

Всего занятий
13
6
7
44
2

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Программа

Учебник
Дидактические средства для
учащихся
Экранно-звуковые пособия

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность.
Подготовка детей к школе». - М.:
Просвещение, 2016
Федосова Н.А. Дошкольное обучение:
Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016.
Федосова Н.А. « От рисунка к букве», «Мои
первые буквы: Учебное пособие для
подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.:
Просвещение, 2016.
Видеофильмы, соответствующие содержанию
обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие
содержанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, соответствующие содержaнию
обучения (по возможности).

Дата
№ ЗАНЯ
ТИЯ

Календарно - тематическое планирование занятий
по курсу «От рисунка к букве»
Автор ФедосоваН.А, 72часа
КОЛ-ВО
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
ЧАСОВ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1

Добуквенный период 13ч
Правила посадки. Расположение тетради при письме.
Умение держать ручку. Раскрашивание узора «Петушок»

2
3-4

Раскрашивание пространства около контура.
Контур предметов. Обведение контура предметов по
нанесенным точкам.

5-6
7
8
9
10
11
12
13

14

Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы,
овалы.
Письмо наклонных палочек. Узор «Кит». Раскрашивание
пространства около контура.
Контур предмета и раскрашивание его внутри.
Письмо прямых линий. Узор «Снеговик»
Прямая наклонная линия. Узор «Мишка».
Обведение по контуру предметов в рабочей строке.
Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии.
Работа в рабочей строке (дорисовывание
элементов)
Гласные и согласные звуки и буквы.6ч
Письмо печатной буквы Аа.

15
16
17
18-19

20-21
22-23
24-25
26

Овал. Линия с закруглением внизу или вверху.
Конструирование буквы О. Письмо печатной буквы Оо.
Длинная линия с закруглением внизу. Конструирование
буквы ы. Письмо печатной буквы
Линия с закруглением внизу и петлей. Конструирование
буквы У,у. Письмо печатной буквы Уу.
Прямая линия с петлей внизу. Узор «Цветок».
Конструирование букв Э,э.
Письмо печатной буквЭэ.
Двузначные гласные 7ч
Конструирование букв Я,я, Письмо печатной буквы Яя.
Конструирование букв Ю,ю. Письмо печатной буквы
Юю.
Конструирование букв Е,е, Письмо печатной буквы Ее.
Конструирование букв Ёё. Письмо печатной буквы Ёё.

35

Звонкие, глухие, шипящие согласные 44ч
Конструирование буквы Л,л. Письмо печатной буквы Лл.
Конструирование буквы М,м. Письмо печатной буквы
Мм.
Конструирование букв Н,н .Р,р . Письмо печатных букв:
Нн,Рр.
Конструирование букв Н,н Р,р . Письмо печатных букв:
Нн,Рр.
Написание изученных звонких и глухих согласных

36-37
38-39

Конструирование букв В,в ; Ф,ф . Письмо печатных букв:
В,в ; Ф,ф .

40-41
42-43

Конструирование букв : З,з ; С,с. Письмо печатных букв:
З,з ; С,с.

44-45
46-47

Конструирование букв : Ж,ж ; Ш,ш . Письмо печатных
букв: Ж,ж; Ш,ш

48-49
50-51

Конструирование букв : Б,б ; П,п. Письмо печатных букв:
Б,б ; П,п.

52-53
54-55

Конструирование букв : Д,д, ; Т,т . Письмо печатных
букв: Д,д, ; Т,т .

56-57
58-59

Конструирование букв : Г,г, ; К,к. Письмо печатных букв:
Г,г, ; К,к.

60-61

Конструирование букв : Х,х. Письмо печатной буквы Хх.

27-28
29-30
31-32
33-34

62-63
64-65
66-67

Конструирование букв : Ц,ц Письмо печатной буквы Ц,ц.
Конструирование букв: Щщ, Чч, Письмо печатных букв
Щщ, Чч

68-69

Конструирование букв: ь,ъ. Письмо печатных букв ъ,ь

70-72

Обобщение.2ч
Закрепление написания изученных букв.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».